«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

Содержание
OCR
57

AT. Шашков ПОСЛАНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ..

обрядца Семена Кашарина» (по всей видимости, владельческая или пис­
цовая запись этого человека читалась в казанской рукописи, которая
вряд ли была старше XVIII в.). Само сочинение имело здесь такое же
название, что и в списке Толстого .
А.К. Бороздину, издавшему в 1898 г. «Послание» под именем
феоктиста в приложении к своей монографии о протопопе Авваку­
ме, также были известны оба вышеназванных списка этого произве­
дения. Давая им характеристику, он отмечал, что в рукописи Казан­
ской духовной академии «слово Феоктиста несколько обширнее, чем
в Толстовском списке», и что оно занимает в ней 11 листов (очевид­
но, с оборотами). Отвергая предположение о том, «что этот Феоктист и з л а т о у с т о в с к и й и г у м е н Ф е о к т и с т одно и то же л и ц о » ,
А.К. Бороздин далее рассуждал: «По указанию И.Ф. Нильского (без
обозначения источника), Феоктист был сослан в 1655 г. вместе с
князем Львовым , так что мы можем предполагать, что сочинение
его писано не ранее этого времени, а то обстоятельство, что Никон
называется бывшим патриархом, дает нам возможность установить,
что „Слово" писано уже после 1658-1659 гг.». Адресовано оно было,
по мнению исследователя, старцам Соловецкого монастыря .
7

8

9

Одновременно с монографией А.К. Бороздина появилась книга
П.С. Смирнова «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке», в ко­
торой «Посланию об антихристе и тайном царстве» было уделено
особое внимание. В частности, в отношении списка из рукописи Ка­
занской духовной академии № 2122 (сама она, по с о о б щ е н и ю
П.С. Смирнова, была форматом в 4-ку; текст «Послания» занимал
здесь л. 234-239) он указал, что его содержание «представляет пе­
ределку (курсив П.С. Смирнова. - А.Ш.) подлинника», поскольку в
нем «опущено предисловие, отделы текста размещены в другом по­
рядке, то с вставками для связи, то без таковых вставок, два отдела
пропущены, а в конце сделано длинное прибавление» .
Поскольку П.С. Смирнов к двум ранее известным спискам «По­
слания» добавил еще восемь новых, выяснилось, что в одном из них
оно было приписано знаменитому старообрядческому писателю Спиридону Потемкину, неверно названному здесь архимандритом Московско­
го Богоявленского (а не Покровского) монастыря. Опираясь на доку­
ментальные источники, П.С. Смирнов убедительно доказал, что данное
произведение ни златоустовскому игумену Феоктисту, ни Спиридону
10