«Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции

Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91

: [URL="http://txt.drevle.com/text/shashkov-poslanie_ob_antihriste_i_tainom_carstve_ego/1"]Шашков А.Т. «Послание об антихристе и тайном царстве его» в старообрядческой рукописной традиции // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург 2008, С.56-91[/URL]
 

Содержание
OCR
56

ИССЛЕДОВАНИЯ
А.Т. Шашков
«ПОСЛАНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ И ТАЙНОМ ЦАРСТВЕ ЕГО»
В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ РУКОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ

Старообрядческое эсхатологическое произведение, за которым в
исследовательской литературе закрепилось название «Послание об ан­
тихристе и тайном царстве его», впервые стало известно ученым, зани­
мавшимся историей раскола, после появления в 1825 г. печатного опи­
сания собрания рукописей графа Ф.А. Толстого, составленного
К.Ф. Калайдовичем и П.М. Строевым. В одном из имевшихся здесь ста­
рообрядческих сборников второй половины XVIII в. содержался спи­
сок «Послания», в заглавии которого указывалось, что это «творение
священноинока и мученика Феоктиста, бывшаго во изгнании в Соло­
вецком отоце Анзерской пустыни благочестия ради и тамо скончавшагося во время бытия Никонова» (подробнее об этом списке см. ниже в
нашем археографическом обзоре, № 13).
Еще в 1850-х гг. эти сведения без критической проверки исполь­
зовали в своих работах митрополит Макарий (Булгаков) и И.Ф. Нильс­
кий , считавшие, что данное «Послание», в котором излагалась теория
духовного антихриста, действительно было написано неким иеромона­
хом Феоктистом, находившимся в ссылке в Анзерском скиту еще до
Московского собора 1666-1667 гт. Эта версия (правда, иногда с ого­
ворками) дожила до наших дней . Н.И. Субботин, обнаруживший и опуб­
ликовавший в 1874 г. документы об одном из первых «расколучителей»
- бывшем игумене Московского Златоустовского монастыря Феоктисте, посчитал возможным отождествить его с автором «Послания» , что
встретило поддержку у некоторых исследователей .
Между тем Ф.К. Сахаров , а вслед за ним И.Я. Сырцов стали
привлекать для работы еще один список «Послания», обнаруженный в
рукописи, хранившейся в библиотеке Казанской духовной академии под
№ 2 1 2 2 . Поскольку нынешнее местонахождение этого списка неизвест­
но, нелишним будет привести сведения о нем, содержащиеся в трудах
исследователей конца XIX в. Так, по словам И.Я. Сырцова, при разборе
сочинения иеромонаха Феоктиста «об антихристе и тайном царстве его»
он пользовался «экземпляром, помещенным между выписками и рас­
кольничьими статьями в старинном сборнике нижнетагильского старо1

2

3

4

5

6
Добавить закладку