Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
24 ПРИМѢЧАНІЯ. ему *) экземплярѣ <0 образѣхъ»: «Сія книга напечатана въ Видьнѣ, 1602
года. См. вторый экземпляръ въ Императорской Публичной Библіотекѣ въ Пе¬
тербургѣ». По мнѣнію И. И. Малышевскаго («Труды К. Д. А.» 1875, апр.),
время выхода помянутыхъ двухъ книжекъ должно искать между 1618 и 1620
годами. С. Т. Голубевъ не согласился съ этимъ (іЪ., 1876, февр.), причемъ
принялъ на вѣру показаніе Кочуевское о мѣстѣ (Вильнѣ), о годѣ (1602) вы¬
сказался неясно, обѣ будто-бы Виленскія книжки призналъ нераздѣльнымъ
первымъ изданіемъ, неизвѣстно кѣмъ составленнымъ, а Кіевское изданіе —
вторымъ 1619 года, значительно дополненнымъ, коллективнымъ, въ которомъ
частью работалъ и Копыстенскій. Наше мнѣніе по этому вопросу такое. Гово¬
рить рѣшительно о мѣстѣ и годѣ такъ называемыхъ Виленскихъ книжекъ («О
образѣхъ», «О Пресвятѣй Богородицѣ») — нельзя: извѣстные намъ экземп¬
ляры Кочуевскій («О образѣхъ») и Хлудовскій («О Пресвятѣй Троицѣ») не
имѣютъ значительнаго количества начальныхъ листовъ, какъ объ этомъ можно
заключить изъ пагинаціи; между тѣмъ, на этихъ листахъ обыкновенно помѣ¬
щаются заглавные и выходные листы, предисловія, столь важные для опредѣ¬
ленія мѣста и года. Разсматривая эти экземпляры, можно вывести одно только
несомнѣнное заключеніе, что они вышли ивъ одной типографіи, но въ одномъ
ли году — это еще вопросъ. Вышли они, во всякомъ случаѣ, раздѣльно, что
доказывается современными выходу (особенно въ Хлудовскомъ экземплярѣ) пе¬
реплетами и вытисненными на переплетѣ («О Пресвятой Троицы») заглавіями
и надписями, также современными выходу, на переплетахъ) «Книжка сия име¬
немъ о Пресвяти Троици»). Кіевское изданіе «Книги о Вѣры» все цѣликомъ
написано и издано Копыстенскимъ: это отлично видно изъ самой книги, изъ
заявленій самого автора, какъ въ'этомъ трудѣ, такъ и въ другихъ его трудахъ,
гдѣ онъ прямо титулуетъ ее «Книжкою Захаріи». Если справедливо мнѣніе,
что такъ называемыя Виленскія книжки составляютъ первое изданіе, предше¬
ствовавшее Кіевскому, то, конечно, авторомъ ихъ не могъ быть никто другій,
какъ Копыстенскій во время его пребыванія на Волыни, и послать книгу для
печати въ Могилевъ, гдѣ онъ, кажется, и самъ былъ, (примѣрно, около 1610 —
1615 г.) было ближе, чѣмъ въ Вильну. Но могло быть и иначе: такъ-называемыя
Виленскія книжки могли оказаться и вторымъ, совращеннымъ изданіемъ Кіев¬
ской «Книги о вѣрѣ», и тогда показаніе Галичанина Левицкаго о Могилевѣ
и о 1625 годѣ, пожалуй, и можетъ имѣть значеніе. Припомнимъ при этомъ,
что въ Кіевской «Книгѣ о вѣрѣ» (мы судимъ по экземпляру Императорской
Публичной Библіотеки, прекрасно сохранившемуся и совершенно цѣлому) ни
единымъ словомъ не упоминается о такъ-называемыхъ Виленскихъ книгахъ
будто бы 1602'года; между тѣмъ, Копыстенскій иѳ любилъ скрывать источни¬
ковъ, и съ особенною любовью относился въ своимъ предшественникамъ и со¬
товарищамъ на полемическомъ полѣ. *) О бывшемъ владѣльцѣ этого экземпляра В. М. У идольскій тутъ же припмсалъ: «онъ въ 1860-хъ годахъ скончался въ ваточенін въ Суздальскомъ Спасскомъ монастырѣ». Биб/іиотека "Руниверс1