История

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
ПРИМѢЧАНІЯ. 23 вѣре, і о святой соборной апостолской церкви, откуду начало приняла, і како
повсюду распростреся». Она не имѣетъ ничего общаго съ такъ-называемою
«Азаріевою Вѣрою» или, какъ называетъ самъ авторъ, Копыстенскій, «Книж¬
кою Захаріи», кромѣ нѣкотораго сходства въ заглавіи: «Книга о вѣрѣ еди¬
ной, святой, соборной, апостольской церкве, которая подъ росудокъ церкве
Всходней поддаетъся». Объемъ, содержаніе, внутреннее расположеніе, источ¬
ники, аргументація и вообще способъ изложенія — совершенно различны.
Острожская книга не имѣла особенно большаго распространенія, судя по ко¬
личеству списковъ, снятыхъ съ нея. Напротивъ, Кіевская *) книга Копы-
стенскаго распространилась во множествѣ копій, особенно въ Великой Рос¬
сіи, и повліяла на составленіе многихъ сборниковъ противъ Латинъ (см.
«Описаніе» Горскаго и Невоструева, отд. Ш, №№ 274—278, стр. 358—370),
и дала значительный матеріалъ для такъ-называемой «Кирилловой Книги»,
отпечатанной въ Москвѣ въ 1644 году, а также и для «Литовскаго Просвѣ¬
тителя» (см. у Ундольскаго, стлбц. 306). Другое Московское изданіе 1648 года
«Книга о Вѣрѣ» есть не болѣе и не менѣе какъ плохій переводъ, мѣстами
искаженный, съ одной Западно-Русской компиляціи, составленной изъ произ¬
веденій Копыстенскаго, его «Книги о Вѣрѣ» и «Палинодіи». Компиляція эта
на Западно-Русскомъ нарѣчіи довольно порядочно составлена около 1644 года
игуменомъ Кіевскаго Михайловскаго монастыря Наѳанаиломъ, по желанію
царскаго духовника, Благовѣщенскаго протопопа Стефана Вонифантьевича.
Съ этой компиляціи и былъ сдѣланъ помянутый переводъ, изданный въ Мо¬
сквѣ въ 1648 году. Компиляція эта озаглавлена: «Книжица или списаніе о
вѣрѣ православной, о святой церкви Восточной, о изряднѣйшихъ правовѣр¬
ныхъ артикулахъ, отъ божественнаго писанія, путнаго ради случая, въ го¬
неніи отъ нужды собрана». Причину и способъ составленія компиляторъ опи¬
сываетъ такъ: «нижё риторики навыкъ, ни философіи учився когда предсе- взяхъ малѣйшую часточку о благочестіи и правовѣріи книжицу сцисати, ради
прегрѣшенія моего, иже въ школахъ Латинскихъ отъ вызуитовъ вмалѣ прел-
щенъ быхъ, яко да сіе малымъ симъ трудомъ исправлю Возмнѣхъ нужнѣй¬
шая о вѣрѣ православной въ тридесятихъ главахъ вкратцѣ изобразити
и отъ блаженныя памяти Захаріи Копыстенскаго, архимандриты Кіевопечер-
ского, ревнителя и поборника по благочестіи, главизнъ зъ десятокъ списахъ,
ихже судихъ полезнѣйшихъ». Болѣе трудный вопросъ представляетъ—опредѣленіе автора и года изданія
Кіевской «Книги о Вѣрѣ» и ея отношенія къ двумъ книжкамъ «О образѣхъ»,
«О Пресвятѣй Богородицѣ», относимымъ къ Вильнѣ и нъ 1602 году, благо¬
даря ни на чемъ не основанному замѣчанію А. К. Кочуева на принадлежавшемъ *) Мы принимаемъ это, какъ только условное названіе; но не убѣждены, что «Книга о
вѣрѣ», приписываемая Кіеву, была тамъ напечатана, а не въ Могилевѣ, напримѣръ. Обычай
скрывать не только имена авторовъ, по года и мѣста изданій, былъ широко распространенъ
между православными полемистами. Копыстенскій свидѣтельствуетъ: «А зась коли хто зъ на¬
шихъ, особливе противъ .Іатинниковъ, выдастъ книгу, теды такового преслѣдовати и пре зверх-
ность свѣцкую опримовати не встыдаются. Нелзи теды, ено за таковыми задатками, отступни¬
комъ, называючимся унеятомъ отповѣсти и исгіравитися правды своей и выводъ о собѣ дати,
чого и право всѣхъ народовъ допущаетъ». Библиотека "Руниверс1