Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
ПРИМѢЧАНІЯ. 19 скммъ выдрукованы будутъ, на утѣшеніе нѣкое, въ еже отъ сопротнвныхъ обуреваній
православнымъ. Девятое. Листъ до обще всѣхъ православныхъ христіанъ отъ благочестиваго
кпяжатн Костантина Острозскаго писаный, еще въ время то *), внегда скрыто тые бо¬
гопротивные отступницы лукавство свое составляти начинаху, и тотъ здѣ впнсахомъ. Десятое и конечное. Листъ, въ началѣ до его милости княгати Костантипа
Острозского, воеводы Кіевскою, и до всѣхъ обще правовѣрпыхъ христіанъ писаный, отъ
преподобвыхъ ипокъ святыа Аѳонскіа Горы пустынножителей и скитниковъ, моляще и
напоминающе, никакоже подвизатися отъ единою преданыа намъ истиипыа вѣры, но
крѣпко непоколебимо стояти въ пей. Конецъ оглавленію. Принадлежащій Императорской Публичной Библіотекѣ экземпляръ **)
Острожской * Книжицы» 1598 года—полный, заключаетъ 144 полулиста, или
288 страницъ. 19.—Могила, Петръ, Кіевскій митрополитъ. Въ 1642 году, въ Краковѣ,
Касьянъ Саковичъ издалъ «ЕПАЖ)РѲ2ЕІЕ аЬо Регврѳсіта, у оЪіаашепіе
Ы#1оѵ, Ьегегуеу у гаЬоЬопочг Огеко-Кивкіеу Сегкѵі сіівипизкіеу Іак ѵ
агІукиіасЬ тпагу, іако ѵ асішішвігоѵаши вакгашепѣоѵ гпаусІиі^сусЬ зі§»
(«Визвіса», II, 246). Славянскій переводъ «Епанорѳозиса» хранится въ би¬
бліотекѣ Московской духовной академіи, подъ № 223. На этомъ рукописномъ
переводѣ митрополитъ Платонъ сдѣлалъ слѣдующую отмѣтку: «Кассіана от¬
ступника враки достойны суть презрѣнія и негодованія, 1805 г.». Саковичу
отвѣчалъ Петръ Могила и издалъ въ Кіевѣ въ 1644 году: «ЛІѲОЕ аІЬо ка¬
плей ргавгсху івііппеу сегкѵі 8»і§1еу ргаѵоаіачшеу Кизкіеу» («Киззіса»,
П, 100). Славянскій рукописный переводъ «Лиѳоса» хранится въ библіотекѣ
Московской духовной академіи, подъ № 83, со слѣдующею на немъ отмѣткою
митрополита Платона: <Сію книгу, исправивъ описки, достойно напечатать:
ибо возраженія отъ унія то въ противъ нашей православной церкви основа¬
тельно опровѳржены. Платонъ М. М. 1805 г., окт. 21 дня>. Подлинныя по¬
становленія бывшаго прн Могилѣ Кіевскаго собора пока еще не открыты;
но пригласительное посланіе Могилы уже обнародовано въ Кіевскихъ < Па¬
мятникахъ» (I, отд. I, стр. 149—168). До извѣстной степени, отсутствіе по¬
длинныхъ постановленій Кіевскаго Собора можетъ замѣнить брошюра Сако¬
вича, съ которою, къ слову скажемъ, весьма обстоятельно ознакомилъ со¬
временную Русскую публику покойный академикъ Пекарскій («Отеч. Зап.»
1862, мартъ). Въ послѣднее время («Чтенія» подъ эавѣд. О. М. Бодянскаго,
1877, книга I), новый біографъ Петра Могилы, нѣкто С. К., не безъ осно¬
ванія указываетъ, что «многія постановленія собора высказаны» въ громад¬ *) Въ текстѣ, въ концѣ письма, отмѣчено: «Въ іѣто отъ созданіа міра 7104, а отъ по
плоти Рожества Христова 1595, мѣсяца іюля 24 напйсася». **) Онъ поступилъ отъ Толстова, вмѣстѣ съ приплетенною къ нему дефектною книгою,
дополненною рукописна» страницами и такимъ же заглавіемъ: «Собраніе се изъ разныхъ божесвеныхъ книгъ » (Уиевъ, 1694, катал^ Унд., № 1149). Но, по сличенію печатныхъ страницъ, ото «Собраніе» есть ие болѣе какъ вторні экземпляръ книги «О обраэѣхъ», почему-
то приписываемой Вильнѣ и 1602 году (кат. Унд., № 151). Впрочемъ, вопросъ рѣшенъ быть
не можетъ: экземпляры «О образѣхъ», видѣнные нами не имѣютъ ни заглавныхъ листовъ, ни
выходныхъ; печатнаго же экземпляра заглавія „Собранія41 пока нигдѣ нѣтъ. Нѣко¬
торыя подробности по этому вопросу изложены ниже, подъ рубрикою «Книга о Вѣрѣ», Библиотека "Руниверс1