Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
14 ПРИМѢЧАНІЯ. Будучи я отъ сердца велце жалосный смерти блаженной и святой памяти отца на¬
шего я пастыря архимандрита, въ мегалосхиміи Еѵѳѵыіа, освященный отци и братіа и
въ Христѣ възлюбленныи христіане, зачиналемъ, при отданю тѣла его до землѣ, ка-
занье *) отъ жалоспой и плачливой исторіи, то есть о смерти пророка Божого Еліссеа,
и праве въ плачу, попеважъ о плачу тое тамъ провадилося казанье. Въ которомъ то
жалю побожного уваженья и разпамятываня и до того часу не маючи утулепя, и овшемъ
цале ся въ немъ зпайдуючи, зачинаю и тую пынѣ рочпую память—отъ жалосной и
подобной первой плачливой исторіи, а праве пристойне служачей сей побожпой роко¬
вой памяти. А котораяжъ то есть тая жалоспая исторіа, въ Книгахъ Судей Израиле¬
выхъ пайдуючаяся, о цорцѣ Ефеаа тыми словы: «И сталося, мовитъ, то въ законъ въ
Исраили: отъ року до року схожовалися цорки Исраилскіи, жебы оплаковаіи цорку
Ефеаа Галаадчика чотыри дни въ року» **). Плакали тамъ цорки Исраилскіи по дочцѣ
Ефѳаевой; плакали и мы часу погребаня отца нашего, гдысмо тѣло его предъ очима
пашыми выставлепое мѣди. Ровне и пыпѣ зышедшыся цорки Исраилскіи, то есть душѣ
нашѣ, вздыхаютъ и плачливе офѣры и молитвы приносятъ за цоркою Ефѳаевою, то есть
за душею блаженпой памяти отца пашего Еѵѳѵміа, чипячи то, ведлугь давпого церкви
правдивой Христовой поданя и побожного ажъ по сесь тсъ уживанья. Которую то
жалость зъ припоминаня и уважаня смерти такъ преставленного, якъ и пашей, роство-
рити и отчасти утолити хотячи, науку церкви и таковымъ справамъ и обходомъ при¬
стойне звычайпую, ласкамъ вашимъ предложу. Въ той перваа часть будетъ о томъ,
ижъ умерлыхъ помипати, и за пихъ молитвы и офѣры приносити, ’офо|лѵ^оіа названый,
есть то поданье еще отъ апостоловъ церковное, и же то умерлымъ ратупокъ приноситъ,
чого учителми церковными доводити буду. Втораа часть, ’ег^оюѵ рѵтдАоооѵоѵ, то есть
рочную память отправовати, штб есть за таемница, и што того за розумъ? Гдѣ тежъ о
третинахъ, девятипахъ и сорочинахъ, а при томъ и о иномъ належитомъ
отчасти наука будетъ. Третіа часть—побудка до скрухи и умиленіа, и о памяти
смертной и о судѣ. Спасителя нашего Іисуса Христа всѣ нрос-вмъ, абы тая моя бесѣда
пожитокъ намъ принести могла душевный. Мы пользовались экземпляромъ Императорской Публичной Библіотеки, не¬
полнымъ, содержащимъ въ себѣ только 46 страницъ (болѣе полный находится
въ Московскомъ архивѣ министерства иностранныхъ дѣлъ). На 36-й страницѣ
своей «Омиліи» Копыстенскій дѣлаетъ ссылку па 119-й листъ прежде вышед¬
шаго своего сочиненія («Книги о Вѣрѣ>), называя его—«Книжка Захаріи»***). 13. —Кревза, Левъ. Главное его сочиненіе есть «ОЬгопа іейпойсі» (Бильна,
1617). Но уже послѣ его смерти, въ 1702 году была издана (вѣроятно, въ Вильнѣ)
приписываемая Кревзѣ рукопись: «ОЬгопа гаопавіуга ТѴНепакіе^о сегкигі Ргге-
пау8Пгі$І82еу Тгоусу, у гиреіпа іпіоппасуа ргяег оо. Ваяуііапоте ТѴіІепзкісЬ
ипііоѵ рггу іеуіе сегкш гозІодсусЬ» («Кизвіса», II, 40). По мнѣнію М. О.
Кояловнча («Лит. Церк. унія», I, 199), вышедшая въ 1632 году въ Вильнѣ
книга <Іедпо&6 впгі§(а> («Виззіса», I, 577) есть только видоизмѣненіе «ОЬгопу
іейпойсі» Кревзы; сокращеніе же (Кояловичъ, I, 200) этихъ двухъ книгъ
представляетъ «НіегагсЬіа» Ивана Дубовича. 14. —Крувій, Мартинъ, былъ однимъ изъ видныхъ представителей Тюбин¬
генскаго кружка ученыхъ богослововъ, старавшагося, чтобы Греко-каеоличе- *) Объ этомъ «Казаньѣ» Копнстенсжаго при погребеніи Плетенецкаго (значитъ, въ ноябрѣ 1624 года) упоминаетъ и Вишневскій; но намъ еще не случалось его видѣть, н въ библіогра¬
фическихъ каталогахъ оно, сколько намъ извѣстно, не встрѣчается. **) Кн. Суд., гл. 11, ст. 40. ***) О другихъ изданіяхъ и сочиненіяхъ Копнстенсжаго см. у архіепископа Филарета («Обз.
Руск. дух. лит.» I, 1869, стр. 250—263). Библиотека "Руниверс1