Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
ПРИМѢЧАНІЯ. 13 іеросхямонасехъ Еѵѳѵміа Плетенецкого» (Кіевъ, 1625). Главнѣйшій же его
трудъ—«Палинодія»—написанный въ 1621—1622 годахъ остался, по не¬
выясненныхъ до сихъ поръ причинамъ, ненапечатаннымъ. Это — тѣмъ бо¬
лѣе странно, что Копыстенскаго многократно просили «духовныя и свѣтскія
зацныя особы» серьезно заняться написаніемъ книги, въ которой былъ бы
данъ отпоръ врагамъ православія, и не только просили, а «праве якъ
прнхушали». Сознавая торжественную важность тогдашней исторической ми¬
нуты, такъ мѣтко очерченной въ «предмовѣ» къ «Палинодіи», Копыстен-
скій рѣшился совершить этотъ подвигъ. Черезъ нѣсколько лѣтъ появилась
громадная рукопись «Палинодіи», которая, по мѣрѣ написанія, «читана,
пробована и поправлена была презъ мудрыхъ и въ писмѣ святомъ бѣглыхъ».
Слѣдовательно, и со стороны тогдашней духовной денсуры («ревизіи*, какъ
выражается Копыстенскій) «Палинодія» была одобрена; но, тѣнь не менѣе,
въ свѣтъ не вышла. Взамѣнъ печатныхъ экземпляровъ, съ «Палинодіи» сни¬
мались списки, нерѣдко весьма неисправные, и расходились по Россіи За¬
падной и Восточной. Автографъ же до послѣдняго времени хранился въ би¬
бліотекѣ Кіево-Софійскаго собора, и только «недавно утраченъ» (Ундольскій,
«Слав.-Русскія рукописи», стлбц. 306); въ Кіевѣ же остались два списка,
новѣйшаго письма, безъ начала и конца («Труды Кіев. Д. А.», 1874, май),
частью воспроизведенныя въ Кіевскихъ «Унив. Извѣстіяхъ» (1876, № 1, 2,
3, 4). По свидѣтельству г. П. Кулиша («Журн. мви. нар. просв.» 1878, фе¬
враль, стр. 199), «драгоцѣнный автографъ этого памятника борьбы
съ папизмомъ (т. е. «Палинодіи») хранится въ Варшавской библіотекѣ
графовъ Красинскихъ». Кончину Захаріи Копыстенскаго обыкновенно от¬
носятъ къ 8 апрѣля 1626 года; но, но новѣйшимъ розысканіямъ С. Т. Голу¬
бева, онъ скончался 11 марта 1627 года и погребенъ въ придѣлѣ св. архи¬
діакона Стефана, который былъ основанъ князьями Корецкими («Кіев. Еп. В.»
1877, № 5). Изданная въ Кіевѣ «Омилія на роковую память Плетенедкого» сопровож¬
дена слѣдующимъ предисловіемъ: Православнымъ и правовѣрнымъ, священною и мирского стану, святой каѳоличе¬
ской апостолской Всходней церкве сыномъ—ласка и покой отъ Господа. Ведлугь ухвалы
и старожнтного церковною иодапя, възлюбленнін мнѣ, отправуючи роковую набожную
память блаженной памяти преподобному отцу нашему въ схиммопасехъ Етеѵмію Пле-
тенецкому, архимандриту Печерскому, судилемъ побожне быти за любовь оного, въ
почесть и славу святобливого ѳто живота и стану, слово албо казапе такимъ, яко ви¬
дите, способомъ учипити и свѣту маістернымъ тѵпографіи дѣломъ выдати. Штб, другимъ
взглядомъ, и васъ дѣля сталося, абысте охотпѣй и усерднѣй лѵтургіи, молитвы и ялмужиы
за братію и пріателѣ свои зъ того свѣта одошлыми отправовали. Венцъ еретикове и
любопытный, то есть цекавыи, повагу того задугапого пабожепства увѣдавши, ровно
эъ пани оное абы почитали, а правовѣрный утвержепе и потѣху мѣти могли. Маете
зансте въ той малой книжцѣ о томъ зъ многихъ святыхъ богословбвъ писмъ и книгъ
зобраныи свѣдоцства и таемпицы въ потребу обявлепыи. Штб не безъ труду и розмы-
шляия въ благодати Господней даровалося намъ. Пріймѣтежъ теды вдячне той даръ и
тую вашу працу, любовь зъ молитвами своими къ малости моей завше освѣдчаючн. Послѣ подписи слѣдуетъ нѣчто въ родѣ «предмовы», въ которой объ¬
ясняется составъ и содержаніе этой «Омилія»: Библиотека "Руниверс1