Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
12 ПРИМѢЧАНІЯ» сердцемъ любовію его палаючымъ, упрійме се стараючи, церкви монастыри,
школы и домы страннопріемные великимъ коштомъ и превагою
будуючи и гойне а щедробливе падаючи,) второю тыхъ часовъ Еленою
названа быти можетъ, и онымъ двумъ въ Еѵапгеліи всномнеяымъ сестрамъ, Марѳѣ,
мовлю, въ побожныхъ, милосердныхъ, и смиренія образъ маючихъ училкахъ, и убогой
братіи Христовой послугахъ, а Маріи въ иилномъ а набожномъ слова Божого слуханью
и уставичпомъ въ воли и законѣ его поучанюсе и коханю подобишся, и оные проро¬
ческіе слова* «коль сладка гортани моему словеса твоя паче меда устомъ моимъ» часто-
кроть на сердци своемъ повтараешъ. Которой доброго здоровя, збавенныхъ потѣхъ и
долгофортунного въ гойной ласцѣ и благословенствѣ Божомъ, ку чти и хвалѣ его святой,
на томъ свѣтѣ номѣшканъя упрейые зычачы, а тегожъ и всей зацной фамиліи вашей
милости вѣншуючы, милостивой ся ласцѣ вашей милости, яко напилпей отдаю. Затѣмъ слѣдуетъ подпись, а подъ нею буквы А М О Б В (то есть:
архимандритъ монастыря общежительнаго братскаго Виленскаго). Такъ какъ
«Казанье двое> приводятся нерѣдко въ рукописныхъ Западно-Русскихъ Сборни¬
кахъ безъ имени автора, то приводимъ начальныя и конечныя строки изъ нихъ. Казане на преображеніе Госнода Бога и Спаса нашего Іисуса Христа. Начало: Церковь святая восточная, православные христіане, о нынѣшнемъ пре-
зацномъ дни и хвалебномъ праздницѣ, пѣсни и гимны, отъ вышнее богословіи утворе-
пые, въ духовномъ веселю и утѣсѣ, спѣваючи, въ едномъ зъ нихъ тыми словы мовитъ:
«Прійдѣте взыйдемъ на гору Господпю, и домъ Бога нашего, и узримъ славу Преобра¬
женія его, славу яко едипочадого отъ Отца свѣтомъ, пріймѣмъ свѣтъ и, преложени
бывше Духомъ, Троицу единосущпую въспоемъ въ вѣки». Зъ радостью отъ тебе слышимъ,
матко наша церкви, тотъ твой такъ милый и солодкій къ памъ голосъ, вдячне пріймуемъ
тое напоминанье, хутливыми се ставимъ, па выконанъе того росказаня твоего. Конецъ: Здаръ съ тобою, южъ не презъ вѣру и надѣю, але лицемъ къ лицу бе¬
сѣды и обцованья заживати: твоее неизречеішое доброты и красоты ся наслажати, и
тебе, въ ненреличономъ ономъ отъ вѣка угодниковъ твоихъ почтѣ и въ миломъ
ономъ безплотныхъ твоихъ дворапъ товариствѣ, съ безначальнымъ Отцемъ, и Пресвятымъ
благимъ, и животворящимъ Духомъ твоимъ, хвалити, славити и въспѣвати, въ безко¬
нечные вѣки вѣкомъ, аминь. Казанье на Успеніе Пречистое и лреблагословеппое владычицы нашея Богородицы
Дрисно-Дѣвы Маріи. Начало: По празпицѣ празникъ, хвалебномъ хвалебный, православные христіане,
нынѣ намъ паступуетъ, на который матка наша святая въсточная церковь, такъ яко
и на першій, сыновъ своихъ правдивыхъ, въ утворопыхъ, Духомъ Святымъ гимънахъ,
взываючи : Конецъ: Не отдалитъ, заисте, не отдалитъ тыхъ всѣхъ, которые ся отъ него
и отъ тебе любовію не отдалятъ. Которое любви огнь, абыся и въ нашомъ озябломъ
сердцу роспаливши, никгды незгаслъ: Тебе, которая и самые въ милости палаючіе се-
рафіыы любовію превышала, до Сына и Бога твоего о причыпу съ слезами просимъ, и ему
честь, славу, и благодареніе възсылаемъ, съ безначальнымъ его Отцемъ, и пресвятымъ,
благимъ, и животворящимъ Духомъ, нынѣ и нрисно и въ вѣки вѣкомъ, аминь *). 12.—Копыстѳнскій, Захарія, авторъ «Палинодіи», занялъ мѣсто архиман¬
дрита Кіевопечерскаго монастыря послѣ Елисея Плетенецкаго, скончавшагося
въ ноябрѣ 1624 года. Изъ извѣстныхъ доселѣ его сочиненій, —первымъ по
времени была «Книга о Вѣрѣ» (см. ниже, въ особомъ Примѣчанія). За
нею слѣдовала «Оміліа албо казанье на роковую память Елнссеа, въ *) О другихъ сочиненіяхъ Карповича см. у архіепископа Филарета («Обз. Русск. дух.
літ.», т. I, 1869, стр. 240- 242). Рукописное полемическое его сочиненіе находится въ Импе¬
раторской Публичной Библіотекѣ, отд. 11, № 308 («Труди К. Д. А.» 1876, январь, стр. 134). Библиотека "Руниверс1