Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
ПРИМѢЧАНІЯ. И главомъ, вь 1551 году. Митрополитъ Евгеній замѣчаетъ: «въ 1723 году св.
синодъ, опредѣленіемъ своимъ генваря 11, дозволилъ незазорнымъ вдовцамъ
давать ежегодно: священникамъ такъ называвшіяся епитрахильныя, а діа¬
конамъ орарныя грамоты. Указы Императрицы Екатерины II, 17 февраля
1765, и оные отмѣнены. Осталось только въ силѣ правило — вдовыхъ діако¬
новъ не производить уже во священники, развѣ когда вступятъ въ монаше¬
ство, а вдовыхъ священниковъ, по указу синода не опредѣлять къ женскимъ
монастырямъ*. ІѲ.—Іулоаиія, княжна Ольшанская. О мѣстѣ ея погребенія существовало
много сказаній и догадокъ: указывали на Витебскъ, Вильну. Мощи ея были
обрѣтены въ Кіевскихъ пещерахъ при архимандритѣ Елисеѣ Плетенецкомъ
(Карамзинъ, У, прим. 254). Копыстенскій говоритъ: «Въ церкви великой Пе¬
черской Успенія Пречистой Богородицы есть тѣло княжны Олшанской Іулі-
яніи, которое чудовне инокини Крупской объявлено есть изъ гробу въ цѳр-
ковъ Пресвятой Богородицы принесеное лежитъ въ чести достойной*. При¬
помнимъ, что въ Московской Синодальной Библіотекѣ, въ рукописи № 684,
находится сказаніе объ обрѣтеніи мощей Іуліаніи Ольшанской. 11.—Карповичъ, Леонтій, Виленскій архимандритъ, «мужъ богодухно¬
венный, въ языку Греческомъ знамените бѣглый, оборонца благочестія*—
такъ опредѣляетъ его Копыстенскій. Изъ оставшихся послѣ него сочиненій,
извѣстно одно, изданное въ 1615 году, въ Евьѣ, въ имѣніи Тройскаго под-
коморія князя Богдана Огинскаго: Оно озаглавлено: «Казанье двое: одно на Преображеніе другое на Успеніе ». Обѣ эти проповѣди были сказаны въ соотвѣтствующія числа августа того же года въ Виленской Свято-Духовской
церкви. Въ печатномъ изданіи, Проповѣди посвящены Аннѣ Ходкевичовнѣ,
княгинѣ Корецкой. Въ этомъ посвященіи, любопытномъ со внѣшней стороны
потому, что въ немъ одна только «точка* (ради этого, мы должны были при¬
бѣгнуть къ скобкамъ), а съ внутренней—нѣкоторыми чертами (онѣ отмѣчены
разрядкою), касающимися или автора, или княгини Корецкой, — Карповичъ
говоритъ: Вѣдаючи то добро, велиожпая милостивая пани, ижъ невдячность но толко писмо
богодухновенное гапнтъ, але и нѣкоторые зъ внѣшнихъ мудрецовъ (за самое толко на¬
туры поводомъ) межи иными злостьми преднейшою быти злостью повѣдаютъ. Прето и
я слуга и богомолецъ вашей милости, дозпавшы гойныхъ а знаменитыхъ зъ мило¬
стивое ласки вашей милости добродѣйствъ (ачъ дай Богъ зъ вдячнопамятнаго
умыслу ихъ никгды не выпущаю, еднакже видомымъ тое сердечное упреймостн моее
знакомъ до тыхъ часовъ освѣдчыти немоглемъ, а то—для разныхъ а праве повсе¬
дневныхъ бѣдъ, трудностей, и тяжаровъ), теперь троха для уфолькгованя сла¬
бому здоровью узычоного собѣ отъ Бога часу маючы,—тое «Двое Казано», (которое ся
тыхъ недавно прошлыхъ часовъ на два знаменитые а души каждого истипного христіа¬
нина велце милые и утѣшные празники, въ церкви Божой, за ласкою и помоцою все-
снлное десницы его, презъ маломощную и худоумную нерсову мою отправовало,) въ
друкъ подавши, до вашей милости своее милостивое панее и добродѣйки послати умы-
слнломъ, яко той, которая (вѣчное славы годныхъ прародителей своихъ, такъ дѣлными
и преважпыми речн посполитой послугами и высокими, немалъ вреднѣйшихъ дикгни-
тарствъ титулами, яко тежъ немнѣй знаменитыми вшелякихъ цнотъ оздобами и непо-
колѣбнмою въ православной вѣрѣ статечностю, гойне а обфнте обда-
роныхъ, наслѣдуючи, и орозшнрѳнъюа помнрженъю хвалы творца своего, Библиотека "Руниверс