Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
129 ДІАРІУШЪ АѲАНАСГЯ ФИЛИППОВИЧА, 1646 ІОДА. 130 справахъ 42): 1) же одопхнули мизерне
правдивого, единого пастыра Іисуса Хри¬
ста одъ церкве, Его власною кровію
пренайдорожшою набытой, и одтяли
голову сполне Бозскую и чловѣчую
одъ тѣла Его (ажъ зъ уруганемъ пыш¬
нымъ) а приняли собѣ на тое мѣстце
чловѣка едного за пастыра и голову.
Другая: же взрушили право посполитое
духовное и свѣтское, публичное и при¬
ватное, то есть: каноны, статуты и
конституціи, фѵндуши и привилея, так¬
же значне и явне чинячи умнѣйшене
и затлумене вѣры правдивой Грецкой,
бо доложоно того въ листи, отъ отца
папежа Климентіа имъ данымъ, абы
вже толко, ведлугъ синодовъ Фліорен-
ского и Триденского, заховывалися, то
есть: іцоколвекъ вже други костелъ
Рымскій, Заходній хвалитъ, абы и они
хвалили. Похоженіе Святого Духа такъ
и одъ Сына, якъ и одъ Отца, сакра-
ментъ святый въ ощжсноку подъ еди¬
ною особою, чистецъ душамъ по смер¬
ти огнистый, постъ соботный и иншіи
посты розерваныи, безженство Капла¬
номъ свѣтскимъ, календару отмѣна,
юбеліуши на непопел[не]ныи грѣхи, отпу¬
щеній грѣховъ, и все ведлугъ наукъ
вымышленыхъ, новыхъ, папежскихъ,
що-рокъ одмѣнныхъ* а не ведлугъ
Христовыхъ, апостолскихъ синодовъ сед-
ми и каноновъ Отцевъ Святыхъ. Тре-
тяя: же цѣлость двомъ тылко реліамъ,
мяновите Рымской и Грецкой зъ дав¬
нихъ час[ов]ъ тутъ правомъ надануюи
змоцненую, отняли и поторгали. Чет¬
вертая: же присязи своей власной, при
посвященіи у патріархи выконаной,
кламцами зостали. А такъ уніаты, ведлугъ таковыхъ
своихъ поступковъ, явныхъ и значныхъ, <2) На полѣ: «доводы Ляхомъ о отметво-
сти вѣры». явне тежъ одпали и значне пастыра
своего власного и церкви Восточной и
вѣры православной Грецкой, а притомъ
и добръ, церкви Грецкой наданыхъ,
одпали, называючися вже костела Рым-
ского, Заходнего неслыханымъ въ хри¬
стіанствѣ именемъ—«уніатами», а не
церкви Восточной Грецкой—православ¬
ными христіанами. Съ тыхъ теды причинъ, Русь незуніо-
ваная 43), опатрностью. Бозскою и спра¬
вою Духа святого постерегши тую суб-
телную хитрость люципера проклятого
и вѣдаючи добре о превротностяхъ его,
же можетъ зъ птаха псомъ и лисомъ
ся перевернута, зъ лиса волкомъ и
лвомъ быта, а зѣ лва базилишкомъ и
смокомъ пекелнымъ стайути, а то зъ
тыхъ найголовнѣйшихъ двохъ штукъ
познаваючи ((першая: же подъ титу¬
ломъ словка того «уніа», то есть подъ
именемъ згоды преложоныхъ духов¬
ныхъ, на земли будучихъ, и то мет¬
шихъ владыковъ, мовлю, зъ бискупами,
на тріумфы и процесіи позверховныи
(бо не въ набоженствѣ) згажати замыс¬
лилъ, обѣцуючи имъ за тое столки се¬
наторскіе и добра земскіе, и такъ ли-
савымъ якимся кумовствомъ албо то-
варивствомъ, первѣй по ялмужну вы-
правуетъ, то есть, фундаціи церковный,
въ шафункахъ и мѣстахъ кродевскихъ
будучіи, одбираетъ и якъ бы,‘ первѣй, 43) 0ТЪ этого подлежащаго сказуемое от¬
дѣлено длиннымъ рядомъ вводныхъ мыслей,
которыя заключены, для ясности, въ двой¬
ныя скобки (( )). Этотъ же рядъ вставокъ
повліялъ также и на то, что между глав¬
нымъ подлежащимъ («Русь незуніованал»)
и сказуемымъ (которое, по настоящему,
должно читаться: «преконала, отлучила,
потопила и оддала», а не: «преконани, от¬
лучена» и т. д.) встрѣтилось какое-то побоч¬
ное подлежащее уніаты»), вмѣсто совер¬
шено очевиднаго дополненія («уніатовъ»). РУССКАЯ ■СТОРКЧЕСКАЛ ВИНЛІОТР.КА, Библиотека "Руниверс