Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
VI Судя по ядовитымъ примѣчаніямъ Саковича, можно предполагать, что имъ
изданы, хотя и въ его пересказѣ, дѣйствительныя постановленія этого собора. 3) Діаріушъ Берестейскаго игумена Аѳанасія Филипповича. казненнаго Поляками въ 1646 году и причтеннаго къ лику преподобныхъ,
знакомитъ насъ съ довольно видною историческою личностью, хотя н нѣсколько
восторженною. Изъ автобіографіи Филипповича видно, что онъ, по окончаніи
наукъ «церковно-Русскихъ», служилъ въ разныхъ мѣстахъ и, между прочимъ,
у гетмана Сапѣги «за инспектора Дмитровичу, якомусь царевичови Московскому,
который, за вѣдомостю кроля Жигмонта Третего, въ опецѣ его (т. е. Сапѣги)
былъ». По дѣлу этого «Дмитровича» игуменъ Аѳанасій былъ взятъ однажды
въ тюрьму, имѣлъ разговоры съ Московскимъ посломъ; но, въ сожалѣнію, обо
всемъ этомъ встрѣчаются въ «Діаріушѣ» одни намеки, и только разговоръ
Филипповича съ Сапѣгою приведенъ нѣсколько подробнѣе. «Діаріушъ» Фи¬
липповича начинается съ описанія его хожденія въ Москву, къ царю Михаилу
Ѳеодоровичу «за ялмужной» на Купятичскій монастырь. Между множествомъ
любопытнѣйшихъ фактовъ и подробностей, касающихся положенія православ¬
ныхъ обывателей Литвы и Полыпи, характеристики тогдашнихъ епископовъ,—
Филипповичъ сообщаетъ также—о ксилографическомъ изображеніи лика Пресвя¬
той Богородицы Ку пяти чекой, изданнаго «першій разъ зъ друку Кіевского» въ
1638 году. 4) «Оборона Уніи». Это сочиненіе написало Виленскимъ уніатскимъ
архимандритомъ Львомъ Кревзою (Ржевускимъ, впослѣдствіи епископомъ Смо¬
ленскимъ) и напечатано въ 1617 году. Отвѣтъ со стороны православныхъ не
заставилъ себя долго ждать. Это была знаменитая— 5) «Палинодія или книга обороны каѳолической», написан¬
ная въ'1621—1622 годахъ даровитымъ и ученымъ Кіевскимъ іеромонахомъ
Захаріею Коныстенскимъ и нынѣ изданная по Синодальному списку, сличенному съ
Толстовскимъ спискомъ, хранящимся въ Императорской Публичной Библіотекѣ,
и со спискомъ Румянцевскаго Музея. Этотъ огромный и обстоятельный трудъ
служитъ отвѣтомъ не одному только Кревзѣ, но и другимъ противоправослав¬
нымъ полемистамъ, начиная со Скарги. Слѣдуетъ удивляться, что столь прево¬
сходное, выходящее изъ ряда, сочиненіе не было издано тогда же, свое¬
временно, а пролежало подъ спудомъ ровно 255 лѣтъ, хотя оно становится
извѣстнымъ, по компиляціямъ и заимствованіямъ изъ него, уже съ половины
XVII вѣка. Въ настоящее время Коммиссіею изданъ впервые полный текстъ
«Палинодіи», отчетъ о которой, въ связи съ другими сочиненіями и изданіями
Захаріи Копыстенскаго, помѣщенъ ниже, въ «Примѣчаніяхъ». 6) «Посланія», приписываемыя извѣстному старцу Артемію, сужден-
ному на Стоглавомъ соборѣ, заточенному въ Соловецкій монастырь и бѣжав¬
шему оттуда въ Литву,—изданы по списку, принадлежащему Московской Пу¬
бличной Библіотекѣ. Несмотря на нѣкоторую утомительность и сухость, въ по¬
сланіяхъ, приписываемыхъ старцу Артемію, нерѣдко проглядываетъ теплое
чувство, которое, по западно-Русскому выраженію, можетъ согрѣть «озяблыи
серпа». Но несомнѣнно то, что Артемій былъ замѣчательный проповѣдникъ, Библиотека "Руниверс’