Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
1153 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ КОІІЫСТКНСКАГО, 1621 РОДА. 1154 дилъ своей церкви, отче, заховуючн оную
ненарушенную и иезвоеваную». Никифоръ Калистъ въ книзѣ 14, въ
главѣ 4з: «Ѳеодосій царъ до Хрисо-
стома писалъ, всего свѣта учителеви, и
духовному отцу Іоанну святому и зо¬
лотыхъ устъ патріарсѣ». Въ «Пролозѣ», октоврія 24, въ сти- і
ху: «рече Христосъ, якоже Петру и
Проклу, даже не умреши, паси овци
мои». Григорій Богословъ Нанзіанзепскій,
въ Казанью своемъ погребовомъ Васи¬
лія Великого, мовитъ: «Василій теды
зали 4) не князь и вожъ былъ тыхъ,
которіи презъ вѣру спасаются? изали
не онъ розличныхъ дѣдицтвъ при Бо¬
гу шафаромъ?» Зри и уважъ, если такъ
гдѣ написано Римскому?! Вь «Минеи» генваря 30, о трехъ
святителехъ: Василію, Хрисостому и
Григорію, на литіи: «святители Хри¬
стовы, вѣры столпы и вѣрныхъ учите¬
ли». На стиховнахъ: «столпы благоче¬
стія Христовы, пастыри, вожеве на вы¬
сокости». Въ другомъ стиху: «міру
спасеніе всего свѣта учители». Въ пер¬
вой сѣдалнѣ: «выборный пастыреве, стол¬
пы православной вѣры». По поліелеосѣ
сѣдаленъ: «тыи три учители утверди¬
ли церковь». На хвалитехъ: «свѣтил-
ники всего свѣта, церковный столпы». Въ «Пролозѣ» о трехъ святителехъ:
«явиніася явѣ Іоанну епископу Еѵхаит-
скому: Василій Великій, Григорій Бо¬
гословъ, Іоаннъ Златоустый, едипѣми
устм глаголаша: мы убо, якоже зриши,
едино есмы, и ничтоже нѣсть въ насъ
сопротивно или распряпно, но временн
особными кождо насъ божественнымъ
Духомъ подвизаеми на спасеніе чело¬
вѣкомъ, и якоже поучени бывахомъ,
тако и предахомъ. Нѣсть убо въ насъ 4) т. е «изали». „РУССКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИБЛ10ТККА*. первый, такожде ни же вторый; по аще
единого речеши, и другая оба послѣ¬
дуютъ». Тамъ же нижей о Іоаннѣ Златоустѣ:
«Яко аще не бы сей святый (и аще и
страшно реіци), подобаше бы паки бы-
ти на земли Христово второе прише¬
ствіе. На добродѣтели же и дѣйствіе и
зрѣніе толикъ явися, якоже до конца
всѣхъ превозшедшу». Еще въ «Соборнику» мѣсяца генва¬
ря 30, тогожъ митрополита Еѵхаит-
ского, въ словѣ иохвалномъ тремъ свя¬
тителемъ Басилію Великому, Іоанну
Златоустому и Григорію Богослову мо¬
витъ: «по Спасѣ—избавители, по Будов-
нику—будовники, столпы и великіи под¬
поры, на нихъ же Премудрость свой
храмъ утверди». И нижей: «о, насты-
ріе пастыремъ и учителіе учителемъ». Въ «Мшіеи» февраля 25, на стихи¬
рахъ Тарасію, патріарсѣ Константиыо-
полскому: «вѣру всего свѣта, верхов¬
ный отче, воистипну являя». Въ кано¬
нѣ, пѣснь 3: «отцемъ былъ еси вер-
ховникъ». Патріархове Коистантипополскіи отъ
церкви и отъ царей навиваются патрі¬
архами «вселенскими», то есть «отца¬
ми отцовъ всего свѣта». Чогонамъ ло-
свѣдчаютъ листы многій патріарховъ
трехъ и архіепископовъ и епископовъ
и зъ розличныхъ епархій, также и «Ко¬
дексъ»—книга нравная Юстиніана и
иныхъ царей. А патріархи Константинонолского ти¬
тулъ каношшй такій: «всесвятѣйшій
Тимоѳей, милостію Божіею архіепископъ
Константинополскій, Нового Гима и все¬
ленскій патріарха». А печать столица тая и патріархове
носятъ —образъ Пречистой Богородица
со Младенцемъ Іисусомъ Христомъ. 37 Библиотека "Руниверс1