Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
1087 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ КОПЫСТЕНСКАГО, 1021 ГОДА. 1088 неподобне дерзали клясти. Лечъ роз-
дѣлне на тіи тамъ отповѣдаю пара-
графи. Напродъ поступокъ на Михаила Ки-
руларія у насъ не пріймуется и вѣр¬
ности у насъ не маетъ, бо не зъ на¬
шихъ, але зъ книгъ Латинскихъ Ба-
роніушевихъ переписаный вписанъ есть
на ошуканье простихъ. Притомъ, абы
Никита монахъ въ монастиру Студій¬
скомъ книгу свою, которую на блуды
костела Латино-Римского писалъ, мѣлъ
отволати, то не естъ достовѣрно. Гдыжъ
и до того часу того Никиты книга тая
Грецкимъ и Словенскимъ языкомъ на¬
ходится, въ которой велце важніи и
непреконаніи доводы противници ви-
дячи усилуютъ оную отъ насъ отрази-
ти презъ таковіи змишленя. Уважай
тамъ далѣй слова: «послове, мовитъ,
папежскіи, клятву вложили на Латин-
никовъ тыхъ, который бы хотѣли са-
краментъ пріймовати зъ рукъ іереевъ
Грецкихъ, тыхъ, которіи бы лжили офе-
ру Латинниковъ въ опрѣснокахъ». От¬
толь ясно видѣти, же сами Латинни-
кове, въ Константинополю мѣшкаючіи,
не хотѣли опрѣснока поживати, але въ
церквахъ Грецкихъ въ квасномъ хлѣбѣ
уживали. Тоежъ бы и нынѣ Латинни-
комъ учинити збавеная речь, то естъ,
абы въ церквахъ нашихъ святыхъ таем-
пицъ поживали, жадныхъ клятвъ не
обавляючися папезскихъ. Частц III, роздълу У, артикулъ 2. О Михаилѣ Кируларіи. Зле а непобожне отступникъ патрі¬
арху Михаила Керуларія удаетъ, пи-
шучи о немъ, яко бы царъ повинныхъ
его отъ двору своего, для преформо-
ваня клятвы змышленыхъ пословъ, мѣлъ
отогнати. Познавай ту, христіанине,
фалшь отступниковъ нашихъ! Зацный абовѣмъ историкъ Грецкій Іоаннъ Зо-
нара, въ томѣ третемъ: «въ лѣто Иса-
акія Комнена царя, пишетъ, ижъ той
Комненъ, зоставши царемъ, збытне
показался несправедливымъ, продка
своего Михаила царя права и при¬
вился нарушалъ и ламалъ, мона-
стиромъ кривды чинилъ, данины имъ
посвяченіи отымалъ, а до скарбу иоспо-
литого оберталъ и иныи несправедли¬
вости выряжалъ. За што патріарха Ми¬
хаилъ царя остро строфовалъ, якъ Илія
за виноградъ Навуфеевъ Ахава и Еза-
велю, а Іоаннъ Златоустый Еѵдоксію.
И такъ розгнѣваный Комненъ царь,
часъ усмотривши, гды патриярха до
своего моеастира на празеикъ отъіхалъ
былъ, пославши жолнеровъ росказалъ
на заточеніе его запровадити. Тоежъ и
повиннымъ его учинилъ. А хотячи его
отъ патріарховства отдалити, зажилъ
нѣкоторыхъ пресвитеровъ и Михаила
ІІселля философа, который, за намовою
царскою, на патріарху розніи потвары
инепристойны речи змыслилъ и ораціею
описалъ. Лечъ онъ предся патріар¬
ховства не уступилъ, гдѣ на заточеню
и умерлъ. О которого смерти взявши
вѣдомость, царь пришолъ въ чувство,
а жалуючи за грѣхъ свой, же его зъ
столицы рушилъ, смутился и плакалъ.
А пославши все духовенство, тѣло его
зъ мѣсца заточенія зъ великою почестью
взяти росказалъ и славне въ монастиръ
(который онъ собѣ змуровалъ) отпрова-
дилъ, и честно погреблъ, а патріаршимъ
повиннымъ достойности и маетности
взятый привернулъ. Тою честію на честь,
отъ себе выряженную, цесарь патріарсѣ
Михайлова нагородилъ». Для чого, кождый правовѣрный, будь
престереженъ, же если бы гдѣ на того
Михаила патріарху найдовалися тшсма,
славѣ его доброй и житію уволочаючіи,
розумѣй—по зависти и гнѣвѣ царя Ком- Библиотека "Руниверс1