Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
1071 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ чатку могло, привелъ. А Византія, то
есть Константинополь, найпереднѣй-
шая столица святого Андрея, и онъ въ
въ «Каталогу патріарховъ Константи-
нополскихъ» першимъ естъ ноложеный.
Зачимъ южъ тутъ першее право иБоз-
ское, и апостолское, абы Россія подле¬
гала церкви Константиноволской и па¬
тріархомъ въ ней будучимъ. Право божественное и н а б ы-
то е. За благовѣрного Василія Македона
царя и за Фотія патріархи, Констан-
тинополскихъ, Россове крестилися, гды
оно впродъ еѵангеліе въ огонь вложе¬
но и не згорѣло. А патріарха Фотій
далъ епископа, абы крестилъ Россовъ.
Тутъ также повторе двое право, презъ
которіи Россія подлежитъ церкви Кон-
стантинополской и патріарсѣ: едно Боз-
ское, же чудомъ отвердилъ вѣру Кон-
стантинополскую, также и правого
пастыра и наступцу апостолского па¬
тріарху Константинополского, отколь ся
указуетъ, ижъ Фотій патріарха честенъ
и святъ и вѣрный церкне Христовы па-
стиръ былъ; другое — набытое, же па¬
тріарха Константинополскій Россію на-
былъ и позыскалъ до своей церкве и
до своего пастирства. Олга зъ многими боярами погхала до
Константинополя и тамъ ся крестила.
А то ся стало зъ прейзрѣнья и воли
Божей, и зъ натхненья Духа Пресвя¬
того. И тутъ потрете двое право, презъ
которіи Россія подлежитъ церкви апо-
столской Константинополской и патрі¬
архомъ тамошнымъ: едно Бозское, же
ся подало за волею Божіею; другое —
набытое, же церковъ Константинопол-
ская и патріархи набыли и позыскали
собѣ отъ того часу Россію. Володимера и Россовъ гды розмаи-
тіи народове до своихъ вѣръ потягали, копыстенскаго, 1621 года. 1072 Богъ, отъ всѣхъ бныхъ вѣръ душу и
сердце его отвернувши, показалъ ему
правую вѣру въ церкви Константинс-
полской. И такъ оную въ Корсуню за
чудомъ знаменитымъ принялъ и кре¬
стился отъ епископовъ, отъ патріархи
Константинополского посланныхъ, якъ
ся вышше довело. И тутъ двое право:
одно Бозское, ижъ Богъ Володимерови
и Россомъ въ Константинополю улю-
былъ и уподобалъ приняти вѣру; дру¬
гое—набытое, ижъ патріарха Констан¬
тинополскій набылъ себѣ той народъ
презъ крещеніе и презъ увѣрене оно-
го. Гдѣ тамъ заразъ патріарха архіе¬
пископа до Новгорода и митрополита
до Кіева, также и епископовъ многихъ
и пресвитеровъ монаховъ, учителевъ,
книги, науку, уставъ и весь чинъ на-
боженства подалъ, и послалъ въ Рос¬
сію. И такъ отъ Константинополя
уфундована естъ вѣра въ Кіевѣ и по
всей Россіи. А то было совершенное и досковал-
шее увѣрене и крещеніе Россовъ, и
притомъ іпіготіззіо, то естъ увязное до
оныхъ нравъ вышшеменованыхъ Боз-
скихъ и набытихъ. Неможная теды
естъ речь и неслушная—Римского бис¬
купа до того нрава припускати. Немашъ
ему жадного приступу тое жати, чого не
сѣялъ, и набитое имѣнье патріаршее
презъ гвалтъ выдирати; чого ему Богъ
въ нервотынахъ не далъ, того зъ на-
рушенемъ права Божого и людского до-
ставати не можетъ, и жаденъ судія
справедливый присудити ему того не
можетъ. Приточу тутъ подобную справу и
судъ справедливый. Еще за поганства,
за кроля Ческого, два принесли штуку
золота, мовячи: «жесмо то, пане, знаш-
ли, сховай то до своего скарбу». По¬
вѣдалъ имъ: «гды вамъ то богове лѣс-
ніи дали, умѣйтежъ имъ то заслуговати Библиотека "Руниверс1