Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
971 <ПАЛИНОДІЯ>, СОЧ. ЗАХАРІИ КОПЫСТЕНСКАГО, 1621 ГОДА. 972 ли * *). Не отъ речи *) теды намъ роз-
умѣти, же той Антипатръ епископъ
зъ нашей былъ Россіи. А выполняючи оное пророцтво и
благословеніе св. Андрея апостола, Гос-
подъ Богъ навѣдилъ народъ Росскій вѣ¬
рою христіанскою, чудомъ еи особли¬
вымъ потвердивши. А то—около року
886, за патріархи Константинополско-
го блаженного Фотія и за царя Васи¬
лія Македонянина. О чомъ Іоаннъ Зо-
нарасъ въ томѣ третемъ пишетъ: «царъ,
мовитъ, Василій, зъ народомъ Роскимъ
примире учинивши, справилъ, абы
онъ въ признане вѣры христіанской
пришолъ. И гды ся крестити обѣцова-
ли, архиерея имъ послалъ Михаила
митрополита и иныхъ епископовъ. Лечь
они, отъ своихъзабобоновъ до нашей вѣры
вриступити отягаючися, мовили до ар¬
хиерея: «если чуда не обачимо, яковыи
ты многій отъ Христа быти учинены
твердитъ, ня>гды науки твоей не прий-
мемо>. Теды онъ: «просѣте, мовитъ,
чого хочете». А они рекли: «книга, ко-;
торая о Христѣ учитъ, нехай будетъ
въ огонь ввержена; которая если не на¬
рушена зостанстъ, доводомъ намъ бу¬
детъ, ижъ правдивый Богъ есть, ко¬
торого ты проповѣдаетъ». Призволив-
ши архиерей, стосъ дровъ наложивши
запалити казалъ, а руки и очи въ не¬
бо поднесши рекъ: «прослави имя твое,
Христе Боже». И то рекши, святое
еѵангеліе на стосъ дровъ положилъ, ко¬
торое, долго въ поломени трваючи, не-
нарушоно зостало. Тымъ чудомъ вар¬
вары здумѣвшися, проповѣди увѣрили
и, абы были святымъ крещеніемъ окре¬
щены, усиловали» 3). Поты Зонарасъ. О Сократесъ, кн. 3, гл. 21.
а) Толст. н «Книжица» Наѳанаила*, «сдут-
не, вмѣсто «не отъ речи*. •) Зонарасъ, Гоі. 112, И зъ нимъ Курополатесъ о томъ на-
верненью Россовъ на вѣру христіан¬
скую вспоминаетъ, и Фотій въ листѣ
своемъ до двохъ епископовъ. О чомъ ма¬
етъ и въ Бароніуіпу въ року 863. Тутъ
кождый присмотритися можетъ, якъ
Россове, оное на собѣ Андреево благо¬
словеніе маючи, до столицы Константи-
нополской головы свои склоняютъ, н
; якъ имъ чудовне тамъ вѣру Духъ Пре¬
святый залецаетъ и блаж. Фотія за
правдивого пастиря и патріарху пока-
зуетъ. Гды за благословеніемъ и за
, посланемъ отъ него архіерея чудо та-
| кое превеликое сталося, нехай встида-
1 ются, который на святобливость бла-
: женного Фотія торгаются. Зъ того
: тежъ чуда и певность вѣры въ церкви
исходной безъ всякой вонпливости по-
| казуется. А тое маешъ второе 1) чудов-
і ное зъ презрѣня Божого увѣрене на¬
роду Русского н патріархомъ Констан-
тинополскимъ въ послу шенство от¬
данье. Потомъ около року 935, за царя Кон¬
стантина Осмого и за патріархи Ѳеофи¬
лакта, якъ Грецкій историкъ Іоаннъ Зо-
варасъ въ третемъ томѣ а) иишетъ, а
другій зась, беручи то зъ Роскихъ лѣ-
тописцовъ—за царя Іоанна Цемиски а
за патріархи Василія Скамадрена, око¬
ло року 970 повѣдаютъ и пишутъ, ижъ
царица Олга, позосталая вдова, жона
Игоря, монархи Роского, баба Володи-
мерова, пріѣхала до Константинополя
до царя Іоанна Цемиски, которую па¬
тріарха зъ многими бояры окрестилъ,
Геленою назвалъ и благословилъ еи
мовдчи: «блаженна естесь ты межи не¬
вѣстами Росскими, абовѣмъ тебе бу¬
дутъ блажити сынове Роскіи въ по- х) На полѣ: «первое было за святого Ан¬
дрея*. ') Зонарасъ, листъ 116. Биб/іиотека "Руниверс1