История

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
931 «ПАЛИНОДІЯ>, СОЧ. ЗАХАРІИ КОПЫ СТЕ ИСКА ГО, 1621 ГОДА. 932 еретиковъ перемогла церковь». То св.
Ѳеофилактъ. Слышишь, отступнику, же брамы
адовы—преслѣдованія суть и ереси. Ко¬
торая жъ церковь найлѣпшъ выдер¬
жу етъ преслѣдованья, и которая ере-
семъ даетъ отпоръ? Ед но наша исход¬
ная перше отъ оныхъ мучителей и роз¬
ныхъ еретиковъ, а теперь отъ Турка
траплепа будучи, а мы Россове право-
славніи отъ папежа Римского и отъ
васъ, его пособниковъ, барзо и тяжко
преслѣдовани и трагілени естегмо! Пол¬
но нашихъ Россовъ и теперь за вѣру
свою православную, подъ плащемъ змы-
шленой на нихъ презъ васъ о здраду
иотвары, въ темницахъ, въ вежахъ, въ
вязеньяхъ и на выгнаню! А можнѣй-
шихъ позвами, декретами, выроками и
винами турбуете, а предся—статечне
стоятъ а въ брамы пекелніи за вами
нейдутъ! Предъ тымъ Полскіи духовніи шьгды
церкве всходной не зневажалн и, для
Турецкого надъ нею панованья, зъ ней
не наругалися, анѣ розумѣли, абы
брамы пекелніи прозъ тую неволю зви-
тяжити ей мѣли. Чому свѣдокъ досто¬
вѣ рній Станиславъ Орѣховскій, кано¬
никъ Перемислскій, который о церк¬
ви нашей восточной въ книжцѣ своей,
«Діатрибѣ» названой, такъ написалъ:
«абы Грекове зъ Русью прето, ижъ въ
еыхъ посполство келиха уживаютъ, &
іереи жены маютъ, на сторонѣ непобож-
нихъ и въ личбѣ непріятелей Божихъ
почитаны быти мѣли, не здаетъ ми ся
и овшѳмъ розумѣю то о нихъ, же
суть христіянми и же суть въ церк¬
ви». И нижей той же: <Константино-
полская, мовнтъ, столица, зъ иншими
столицами, который апостолскимн всѣ
давнын оный назив&ли, мы, што ближей
Траціи мѣшкаемо, вѣдаемо, же есть
цѣла, которой Богъ далъ знайти лас¬ ку передъ очима Солимана, Турецкого
тирана, якобы другому пойманому Іо-
сифови, абы такъ была завжды правди¬
ва оная обѣтница, же брамы пекелнін
не могутъ перемочи противъ церкви,
анѣ противъ его апостолскимъ столи¬
цамъ». Гдѣ теды суть ереси, тамъ бра¬
мы пекелніи перемогли. Въ церкви Хри¬
стовой всходной ересій нём&шъ. Якъ и са¬
ми намъ Латинникове признаваютъ, тоть
оной брамы пекелной не перемогли. Тая
есть церковь Христова правдивая, на
которую штурмуютъ збориска еретиц-
кіи, которую преслѣдуютъ діаволъ и
міръ, въ которую презъ гвалтъ вдира-
ются еретицтва, што все церковь наша
терпитъ. А такъ она есть правдивою
церковью, которой брамы тіи пекелнын
звытяжити не могутъ. А ваша, кото¬
рая въ покоѣ седячи а намъ и церк¬
ви нашей зъ умислу непокой чинячи,
вонмлте бы снатъ йе была адовыми
брамами! Части II, роздѣлу XII, артикулъ 8 !). ПаіГежове многій черезъ
такіизлости папезства д о-
ступовали, якіись въ патріар¬
хахъ всходнихъ не найдова-
ли, презъ чарнокнизства,
презъ тиранію н презъ симо¬
нію и разомъ ихъ подва и по
три бывало. Якобы правду отступнвкъ Креуза по-
вѣдѣвши то, же ся не нашолъ жаденъ
въ Константинополю, который бы ся
важилъ покусити зъ посланниками па*
пезскими диспутовати, всту ну етъ въ
ексаггерацію той своей повѣсти, и за
тымъ церкви восточной скаране при*
писуеть, а за скаранемъ мѣшанину въ 4) Этотъ «артикулъ» ваять въ «Кнжжицу»
Наѳанаила (об. 340 л.), откуда перешелъ
въ «Книгу о Вѣрѣ» (Москва, 1648, л. 239). Библиотека "Руниверс1