Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
907 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ КОНЫСТЕНСКАГО, 1021 ГОДА. 908 мудрьца Августина. Онъ боиѣнъ, чита-
ючи нѣколись житія святыхъ отцевъ
пустинножителевъ и задивовавшися ихъ
духовной философіи, рекъ: «повстаютъ
простыи и лориваютъ небо, а мы въ на¬
шими науками въ тѣлѣ и крови бродимо». О УЧИТЕЛЕХЪ ЦЕРКВЕ ВСХОДНЕЙ. А если спытаешъ о докторахъ, о
учителяхъ церкве нашей,—тыхъ маетъ
она достовѣрнихъ. Напродъ, самого
Бога, яко естъ писано въ пророцѣ и
въ еѵангеліи: «и . будутъ всѣ наѵчени
отъ Бога» '); той и Петра апостола
научилъ вызнати и мовити «ты еси
Христосъ сынъ Бога живого» I 2). Маетъ
Моисея и книги презъ него поданіи;
маетъ пророки и всѣ книги старого
закона; маетъ еѵангелисты, апостолы и
мученики; маетъ при нмхъ учителей
церковныхъ: Діонисія Ареопагиту, Иринея, Григорія чудотворца Кесса-
рійского архіепископа, Аѳанасія Освя-
щенного, Василія Великого, Григорія
Богослова, Григорія Ниского, Іоанна
Златоустого, Кирила Іерусалимского и
Кирила Александрійского, Іоанна Да¬
маскина, Икуменія, Евѳимія, Фотія,
Ѳеофилакта, Каллиста и иныхъ мно¬
гихъ; маетъ при ныхъ и святый собо¬
ры вселенскій и помѣстный, а на нихъ
святыхъ божественныхъ отецъ на[дъ]
три тысячи. Надъ то все, маетъ святая
восточная церковъ уставичне иритомно-
го учителя Духа Святого, якъ насъ
упевнилъ о томъ Іисусъ Христосъ Гос¬
подь нагаъ: «а я упрошу Отца, и ин-
шого утѣшителя дастъ вамъ, абы былъ
зъ вами на вѣки, Духа правды» 3), и
зась: «утѣшитель Духъ Святый, которо¬
го послетъ Отецъ во имя мое, той васъ ') Исаія, гл. 54, ст. 13 «и вся сыны твоя
ваучевы Богомъ». *) Матѳ., гл. 16, ст. 16; Іоан., гл. 6, ст. 69. *) Іоан., гл. 14, ст. 16. научитъ всему, и воспомянетъ вамъ
все што колвекъ мовилемъ вамъ» 4), и
; зась: «а гды прийдетъ онъ Духъ нрав-
! ды, наставитъ васъ на вшелякую прав-
! ду» 5 *). Церковь святая восточная естъ
I вс&мъ маткою и учителницею, и тая
! естъ оное «посланіе Христово, справ-
| леное презъ апостолы, написаное не
черниломъ, але Духомъ Бога живаго,
не на таблицахъ каменныхъ, але на
таблицахъ сердецъ, тѣлесныхъ» п). Въ нашей святой восточной церкви
оная наука находится, о которой Іеремѣя
пророкъ и апостолъ пишетъ: «по оныхъ
днехъ, мовитъ Господь, даючи законы
мои въ мысли людскіи, на серцахъ ихъ
напишу ихъ, и буду имъ Богъ, и тыи бу¬
дутъ мнѣ людіе. И не будетъ научати
кождый ближнего своего, икождыйбрата
своего мовячи: познай Господа; поневажъ
всѣ познаютъ мя отъ малого ажъ и до
великого ихъ» 7 8). А божественный Іо
аннъ Богословъ: «вы, мовитъ, помаза¬
ніе, которое прияялисте отъ Христа,
въ васъ зоставаетъ, и не потребуете, абы
васъ хтр училъ; але ижъ тое самое по¬
мазаніе учитъ васъ о всемъ, и правди¬
вое естъ и не естъ фалшивое»я). То о учи- I Іоай., гл. 14, ст. 26. і 5) Іоан., гл. 16, ст. 13. | й) 2 Корин., гл. 3, ст. 3: «посланіе Хри¬ стово служеное нами, писано не черниломъ, но Духомъ Бога жива, не на скрпжалѣхъ
каменныхъ, но на скрижалѣхъ сердца пло- іяныхъ.» 7) Іерем., гл. 31, ст. 33 — 34: «по днехъ
онѣхъ, глаголетъ Господь, дая законы моя
въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу я,
и буду имъ въ Бога, и тіи будутъ ми въ
люди. И не научитъ кійждо ближняго сво¬
его, и кійждо брата своего, глаголя: познай
Господа; яко вси познаютъ мя отъ мала да¬
же и до великаго ихъ». 8) 1 Іоан., гл. 2, ст. 27: «вы еже помаза¬
ніе пріясте отъ него, въ васъ пребываетъ,
и не требуете, да кто учитъ вы; но яко то
само помазаніе учитъ вы о всемъ, и истин¬
но есть, и нѣсть ложно». Биб/іиотека "Руниверс1