Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
"189 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ разъ отъ себе выреченое завжди мовя-
чееея розумѣно и мѣно быти хотѣлъ, ко¬
торый писавши первѣй напротивъ блу¬
домъ заходной церкве, а особливе на¬
противъ уживаню въ тайнахъ опрѣсно¬
ка, речи потомъ противной, которую
отступникове удаютъ, нисати не моглъ.
Въ писмахъ нашихъ Рускихъ найду-
гтся того святого патріархи Антіохій-
ского листи два: единъ до Римского
папежа Леона Девятого, а другій до
Доминика, архиепископа Венетійского,
писаніи, тому до Михаила, патріархи
Константиноиолского, писаномъ листо-
ви нѣяко противніи. Въ листѣ абовѣмъ
до бискупа Римского, ко'горому початокъ
«написаже ми о семъ святыня твоя,
яко святый блаженный патріархъ Кон¬
стантина града, Михаилъ и преподоб¬
ный», святый той патріархъ оилатокъ
барзо ганитъ, гды мовитъ «же опла-
токъ мертвъ естъ и бездушенъ, и не
есть намъ речъ пристойная — злое за
доброе мѣти, ани» мертвого вмѣсто жи¬
вого, ани бездушного вмѣсто душевно-
го; тѣло, мовитъ, Христово душев¬
но естъ, и хто причащается хлѣ¬
бомъ досконалымъ, тѣломъ Христо¬
вымъ причащается одушевленнимъ; а
хто причащается оплаткомъ—бездушенъ
естъ и не вѣруетъ тѣло Христово оду¬
шевленное быти, але бездушное».. И
нижей: «Жидове, мовитъ, ани апосто-
лове учили, оплаткомъ причащатися,
которимъ ся мы йе покаряемо, и мо-
вимо не лгучи, якъ вы мовите, якобы
святый апостолъ Петръ повелѣлъ оплат-
ками служити, што не естъ речъ при¬
стойная, и нехай такъ не будетъ, ведле
слова вашего» и прочая. Въ томъ же
листѣ еще: «не перепирайтеся, мовитъ,
безъ ума, ани> противтеся, але наслѣ¬
дуйте чотирохъ патріарховъ; бочотири
болшъ нижъ одинъ могутъ. Христосъ
бопѣмъ мовцтъ: «гдѣ будутъ два або копыстенскаго, 1621 года. 790 три собрани во имя мое, тамъ естемъ
въ-посродку ихъ». И еще тойже тамъ
же: «хто, мовитъ, комкаетъ оплатки,
впадаетъ въ ересь Аполинаріеву». И
нижей: «которіи комкаютъ оплатки, мер¬
твое тѣло комкаютъ, а не живое; а ко¬
торый поживаютъ просфору, тыи ком¬
каютъ тѣло Христово душевное и роз-
умное; тѣсто самое бездушно естъ, а
квасъ вмѣсто души, а соль вмѣсто ума».
То Петръ, патріарха Антиохійскій, до
папежа, который поневажъ такъ опла-
токъ ганитъ, тымъ самымъ и Михаила
Керулярія, патріархи Константпнопол-
ского, поступокъ на папежа похваляетъ
и листъ, до него писаный, въ подой-
зрѣне сказы подаетъ. Въ другомъ листѣ Петръ, патріарха
Антіохійскій до Донника, архіепиекопа
Венетійского, въ тойже матеріи писа¬
номъ, напротивко Латинникомъ такъ
мовитъ: «Хто.опрѣснокомъ причащается,
старой вѣры 3 4 5) участникомъ бываетъ,
а не нового тестамеиту. Бовѣмъ Гос¬
подь нашъ опрѣснокъ взялъ, и благо¬
даривши ламалъ и давалъ, але хлѣбъ
досконалый квасный, который освяще¬
ніемъ претворяется въ Пречистое Тѣло
Господа нашего Іисуса Христа, а опла-
токъ мертвъ и бездушенъ естъ и всяко
несовершенъ, далеко отъ хлѣба. Прето
прошу васъ, братіе, не зводѣтеся и не
ищѣте волю свою иоставити, бо если
опрѣснока причащаемое», теды естъ то
намъ явно, ижъ подъ тѣнью Моисѳй-
ского закона естесмо еще и трапезу
Жидовскую імо, а не живую розумную
плоть Христову, и намъ насущную *)
и равнодушную 6), если вѣруемо, ижъ
тѣла Христова приймуемо, и причащае-
мося досконалого въ божествѣ и въ
чловѣченствѣ. Яковаяжъ сполечность 3) Толст.: соферы». 4) Толст. и Ундол.: «насыіцную». 5) Упдол.: «равнодуілевную*. Библиотека "Руниверс1