Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
775 «палинодія», соч. захаріи папежа Римского,—зъ тыхъ мовлю,
двохъ злыхъ деревъ внникли и выро-
дилися нещасливыи горкіи овоцы, ко¬
торый въ ненадежномъ обаченюся за-
ходній костелъ умореный нѣяко въ
схисмѣ быти увазуютъ. Отъ часу або-
вѣмъ оторваняся своего отъ церкве
всходней, што-день то тяжшими не-
пріятелми папежи Римскій и всѣ Ла-
тинникове ставалися, и, якобы логане
якіи, напротивъ всходнимъ тяжкій вой¬
ны и великіи нехристіанскій окрутен-
ства надъ христіанскими народами Грец¬
кими, и на патріархи всходніи и на
набоженство ихъ, подносили. Около року абовѣмъ 1204, Францу-
зове и Латинникове, а мяновите: Балд-
шьнъ, Фляндеръ и зъ иними ножами
войскъ заходнихъ, за поводомъ папежа і
Римского Иноцентія Третего, пустивши
передъ собого такій голосъ, якобы Іеру¬
салима и святой земля» отъ Агареновъ
отийскивати [мѣли], на всходніи край
удалися. Гдѣ, вмѣсто Іерусалима и Ага-
ряновъ, несподѣване напавши на Кон¬
стантинополь опаноцали его и прилег-
ліи ему мѣстца. Цесаръ Алексій Ком¬
нинъ ушолъ, патріарху вигнали, и такъ
зрадливе и гнесправедливе Константи¬
нополь были осѣли. Гдѣ якіи незбож-
ніи збытки и мордерства надъ Христіа¬
ны, надъ мѣстцы святыми, надъ душе-
збавеными святостями, ,якъ окрутніи и
невѣрніи якіи, чинили, о чомъ Никиты
Хоніата подъ тотъ часъ самый пожи-;
лого гисторика, послухай, достовѣрне
такъ о томъ повѣдагочого: «Што, мовитъ, напродъ, што потомъ,
іптб на остатку зъ тыхъ злостій по*
вѣмъ, которга незбожніи Латинникове,
по збуреню и взятю Константинополя,
въ немъ чинили?! Увы, свяіценяіи об- *) Отсюда снова сходно съ «Книжицей» |
Наѳанаила. См. выше, столб.765, ирим. 3-ье. ; I КОПЫСТЕНСКАГО, 1621 ГОДА. 776 разы безчестно зъ оздобъ и клейнотовъ
лупили и по нихъ топтали! Увы, свя¬
тый мощи, кости святыхъ мучениковъ
зъ коштовныхъ трупъ на мѣстца не-
чистіи выкидали! Але (што и слышати
страшно!) тое на той часъ было видѣ-
ти 2), же Пречистое Тѣло и Животво¬
рящую Кровь Христову зъ келиховъ
по земли проливали и метали, священ-
иіи сосуды и олтареоыи напрестолнни
оздобы, въ носполитое мисъ и кубковъ
и иншихъ потребъ уживанье, антихри-
стови тыи предотечи и незбожныхъ его
справъ выполнители, оборочали! Згола—-
отъ народу того на тотъ часъ, якъ и
передъ тымъ, Христа обнажено и уру-
гано, и іпаты его лосами роздѣляно!
Того толко не доставало, же бокъ ко-
! піемъ пробитый потоковъ 'Божей крове
на землю не выливалъ! Престолъ кош-
товный, дорогимъ каменьемъ высаже-
ній, всѣмъ народомъ для своей розлич-
ной с личности до подивеня годный, на
штуки посѣкли и межи жолнѣры роз-
дѣлили! Копѣ до великой церкве свя¬
той Софіи для вывожена скарбовъ цер¬
ковныхъ внутрь впроважали, который,
на свѣтломъ и слизкомъ павиментѣ 3)
не моги]и устояти, падали и ображалися,
и кровью тыхъ и гноемъ сквернили
церковъ! Панямъ учтивымъ, паненкамъ
цнотливымъ и Богу посвяченымъ дѣ¬
вамъ зелжввость гвалтовную, безъ всти-
ду и боязни Божей, чинили! Н^чого
I тяжшего на тотъ часъ, нгьчого труд-
нѣйшого не было, якъ окрутныхъ тыхъ
и нелитостивыхъ, гнѣва и запалчиво-
стн поломенемъ дышучихъ, тирановъ
прозбами благати! Вездѣ по улицахъ, * I2) Баровій, рокъ 1185. .*) Раѵітепіпт. У У идольскаго и въ <Кнн-
| жацѣ» Наѳанаила—«фундаментъ». Почему
I и въ «Книгѣ о Вѣрѣ» (Москва, 1648, об. I 193 л.) переведено—«основаніе»,а не «полъ» , (раѵітепіит), какъ бы слѣдовало. Библиотека "Руниверс1