История

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
487 ' палинодія>, соч. захагіи копысі кнсклго, 1621 годл. 488 Отсылаю та, православный, до про¬
читана артикулу третего въ роздѣлѣ
второмъ, части первой. «Але, мовятъ от-
ступникове, взглядомъ Пастыра Христа
же Петръ овцею, взглядомъ зась овецъ
Христовыхъ — естъ Петръ пастыремъ:
ІІастыръ Христосъ естъ невѣдомый !), а
пастыръ Петръ зъ своими сукцессорами
естъ пастыръ Церкве Христовы ведо¬
мый*). Воякъ головою тѣла Церкве естъ
Христосъ, маетъ еднакъ тѣло тое цер¬
ковное и свою ей нрочъ Христа голову,
ведлугъ реченого: «не можетъ рещи
глава ногамъ, ее требѣ ми есте» такъ,
нрочъ Христа невмдимого Церкве Пас¬
тыря, на мѣстцу его ведомый настыръ
бы ги маетъ, а той есть Петръ, а но немъ
бискупове Римскій». Такъ отступникове. Которымъ мы, безъ жадныхъ околич-
постій, просто отновѣдаемо: же мы о
двохъ головахъ церкве (о одной бого-
пеловѣци, а другой—простомъ человѣ-
цѣ) не знаемо и не признаваемо. Тое
зась и знаемо и признаваемо, же ко¬
торый колвекъ человѣкъ въ церкви естъ
члонкомъ, естъ не головою. А головою
Церкви, любъ головою заразъ и тѣломъ—
самого Христа знаемо и вызнаваемо
зъ нисма св.3) и отъ святыхъ учителей
церковныхъ, такъ знати и вызнати
научени. Зъ писма св. науку о томъ
маешъ въ нервомъ артикулѣ, первого
роздѣла, части первой. Зъ божественныхъ
учителей церковныхъ, св. Іоанъ Хри-
состомъ на 1 посл. Коринѳ. гл. 12,
бесѣда 30, стихъ 12, мовитъ: «якоже
бо и тѣло и глава единъ естъ чело¬
вѣкъ. Тако Церковь и Христосъ едино
быти глаголетъ». А еще и тутъ маешъ.
Августинъ зась въ главѣ 2, книги <0
единости церковной»: «тая, мовитъ,
Церковь тѣло Христово естъ, яко апо- *) Толст.: «невѣдомый». *) Толст.: 'ВмдомыІЬ. *) Ефес., гл. 1 и 5; Колос., гл. Ь столъ мовитъ, утрапеня выполняю на
I тѣлѣ моемъ за тѣло его которая естъ
I церковь». Отколь, заисте, явне естъ, же
| той, который не естъ въ члонкахъ Хри¬
стовыхъ, христіанской) збавеня мѣти
! не можетъ. Члонки зась Христовы презъ
: единостъ ясно зъ собою сн злучаютъ,
и презъ туюжъ головою своею спояются,
которою естъ Іисусъ Христосъ. Все
пре то што ся оповѣдаетъ о Христѣ
голова и тѣло есть. Головою естъ самъ
единородный Іисусъ Христосъ Сынъ
Бога живаго, самъ Спаситель тѣла, «ко¬
торый умерлъ для грѣховъ нашихъ и
воскресъ для усправедливеня нашо-
го *). Тѣло его церковь, о которой ся
мовитъ: ѵ собѣ выставитъ хвалебную цер¬
ковь, немаючую змазы, або зморкѵ, або
і чого такого»5). И зась тамъ же: «весь, ! мовитъ, Христосъ голова и тѣло естъ, , голова единородный Сынъ Божій, а
тѣло Его Церковь, облюбенецъ и облю-
! беница, два въ едномъ тѣлѣ». О томъ
же и св. Григорій Діалогъ, въ выкладѣ
псалма 5, покутного: «Христосъ, мо-
| витъ, зо всею своею Церковію, гакъ
; тоею *), котораясь еще найдуетъ на
земли, яко оноюп), которая южъ зъ нимъ
! царствуетъ на небѣ, одна особа естъ, | и якъ одна естъ душа, которая розный
тѣла члонки животворитъ, такъ всю
' заразъ Церковь одинъ Духъ Святый
і чирствитъ 8) и обясняетъ. Зась Авгу-
I ст[инъ] въ трактатѣ 120 на Іоанна: «але
I поневажъ, мовитъ, презъ то, же по¬
средникъ Богу и чловѣкомъ, чловѣкъ *) Римл., гл. 4, ст. 25: «иже преданъ бысть
; за гірегрѣшевія наша, и воста за оправда¬
ніе наше». 5) Ефес., гл. 5, ст. 26: «да представитъ
ю себѣ славну церковь, не имущу скверпы
или порока, или нѣчто отъ таковыхъ». ь) Въ подлинникѣ ошибка: «то его» 7) Въ подлинникѣ ошибка: «оного». *) Собственно: «чёрствить» — укрѣплять,
ободрять Библиотека "Руниверс1