Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
453 «ПАЛИНОДІЯ». СОЧ. ЗАХАРІИ КОІШСТЕНСКАГО, 1621 ГОДА. 454 ской, въ главѣ 1 книги второй, пишутъ:
«Петръ, Іяковъ и Іоаннъ, хотяжъ отъ
самого Господа надъ другихъ были пре¬
ложены, славы еднакъ тоей собѣ не
привлащали». Тутъ маешъ, шкъ тыи три
были нреложоными або вывышшеными
надъ иныхъ; а такъ южъ трудно одного
Петра для титуловъ почесныхъ власти¬
телемъ и единовладцею чинити, погото-
вю неслыханого монарху въ Церкви Хри¬
стовой становити. Златоустый св., въ
бесѣдѣ 3 на главу 1 Матѳея: «Навелъ,
мовитъ, реклъ, не естемъ годенъ названъ
быти апостолъ, пре то надъ всѣхъ най¬
дены естъ. Асамъ о собѣ мовитъ, роз-
умѣю бовѣмъ, ижъ не въ чомъ недоста-
точествую оЪъ предныхъ апостоловъ 8),
и шь въ чомъ не оставаюсь отъ пер¬
шихъ апостоловъ». А въ Грецкомъ по¬
ложено: тшѵ оігер(Шаѵ опгоатбХшѵ, штб
можемъ слушне выкладати «отъ нребол-
шихъ»,или «отъ пребарзовеликихъ* апо¬
столовъ, а тыи суть, ведлугъ Златоусто-
го св. и Ѳеофилакта, Петръ и Іяковъ и
Іоаннъ, зъ которыми ся, мовитъ, въ
всемъ ровный показалъ быти Павелъ.
О томъ читай бесѣду на 2 Корин 11
и 2 Галат. Еще Златоустый, въ бесѣдѣ
<0 похвалѣ Павла апостола» мовитъ:
«Павелъ—другій Моѵсей, же народъ люд-
скій отъ тираніи діавольской привелъ до
Христа, Павелъ — другій Ааронъ все¬
го свѣта свѣтитель, Павелъ — другій
Іоаннъ Креститель, за Христа стя-
тнй, Павелъ — другій Петръ, зъ не¬
ба призваный ку увѣреню, Павелъ—
другій Михаилъ, всѣхъ христіанъ гет¬
манъ и вождь. Наконецъ, хотяй бымъ
(шгелскіи и справедливыхъ перебѣглъ
хоры, не найду поровнанл. Бо если
Іоанна Крестителя и священники Боз-
<юе писмо ангелами называетъ, што за •) 2 Коринѳ., гл. 11, ст. 5: «нешцую бо ни ммже лишитися нредиихъ апостолъ». дивъ, же чацнѣйшого надъ всѣ силы
Павла приносимо!» И далѣй той же
Хризостомъ въ. книзѣ«Марагаритонъ», въ
словѣ 12, листъ 157, Павла апостола
такъ выноситъ: «Не точію бо Іоанна
вящшій, но и всѣхъ святыхъ». И ни-
жей листъ 158: «Якоже Іоаннъ лѣты
послѣдныи естъ пророкъ, такожде и На¬
велъ нослѣдныи лѣты апостолъ, пер¬
вый честію всѣхъ святыхъ». Нижей,
листъ 159: «видѣли благую надежду
благія души», видѣли избранныхъ избран-
нѣйша, послѣ всѣхъ проповѣданіемъ ста-
рѣйша,0), во послѣднемъ царствіи ро-
дящася, старѣйша, вѣнчавшася». И ма¬
ло нижей: «ничимъ же бо осталъ естъ
паче апостолъ изрядныхъ. Смѣю бо ре-
гци, аще и всего не изглаголю, не яко
имѣй 11) указанія, но за время и долго¬
ту словесъ; обаче реку, не точію паче
всякаго человѣка, но и паче всякоя
умныя твари, старѣйша суща всея тва¬
ри, и избранныхъ же избраннѣйша». То
Хризостомъ. И еще той же мовитъ, ижъ
апостолъ Павелъ надъ всѣхъ наболшъ
ласки принялъ, и первый естъ. Бызна-
ваетъ св. Златоустъ, въ бесѣдѣ 38 на
главу 15 посланія до Коринѳовъ 1, мо-
вячи: тгаѵтшѵ беіхѵотаі тсршто<; шѵ, то естъ:
«всѣхъ показуется первый сый», а за
тымъ и первый станетъ. Яко той же
Златоустый, въ бесѣдѣ 65 на главу 20
Матѳея, мовитъ: о то 8е ПаоХоо о68ец
кршто<;... тгссѵті тга 8*і)Хоѵ, ижъ «надъ Павла
жаденъ першимъ не предстанетъ, кож-
дому явно». Уважъ, ижъ надъ Павла
нмхто не продкуетъ, а до царства Бо-
жого ня>кто’его не попередитъ. А хто
бы возрѣлъ въ казане богослова Григо- !>) Толст: «Петръ иже съ честью*. *°)Въ Толстовскомъ спискѣ иропускъ: тот¬
часъ послѣ этого слова слѣдуетъ «вѣнчай*
шася». н) Толст.: «ИМЫЙѵ. Библиотека "Руниверс1