Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
445 «ПАЛИНОДІЯ». СОЧ. ЗАХАРІИ КОІШСТЕНСКАГО, 1621 ГОДА. 446 архѵ, а Церковь Христову въ монархію,
естъ ему гвалтъ чинити, который, нѣкг-
ды о томъ ркучи, не писалъ, але ашь
мыслилъ. А штосъ рекло о свѣдоцтвахъ»
[зъ] Златоустого св. приведеныхъ, тоежъ
ея заразъ мовитъ и о свѣдоцтвахъ, приве¬
деныхъ зъ св. Ѳеофилакта, который, Зла¬
тоустого св. аббревіаторомъ г) бывши,
иншого зданя быти не моглъ. Ажъ вкоротцѣ и далыпихъ отъ от¬
ступниковъ приведеныхъ свѣдоцтвъ до-
ткнуся, который, яко выпипе рѳклъ, пер¬
вое [зъ] Златоустого взятое свѣдоцтво
поваріовавши, невласне его, якъ ся въ
Грецкихъ, Словенскихъ и Латинскихъ
книгахъ найдуетъ, привели. Божествен-
ного Златоустого слова * выборный отъ
апостоловъ былъ, и уста учениковъ, и
верхъ хору». А они положили «выбор-
нѣйшій и голова лиждбы» 2). Еднакъ
и тыи, такъ приведеныи слова, жадного
Петрови старшенства не чинятъ и вла-
дзы надъ апостолами не даютъ; але ра-
чей, якомъ реклъ, суть сдрва чисти и
оказалныи 3) цнотъ его духовныхъ. Ко¬
торыхъ взглядомъ если Петра «выбор¬
нымъ», а Павла въ вышшомъ степени
«выборнѣйшимъ» божественный сей учи¬
тель зоветъ въ книгѣ «Маргаритонъ»,
въ словѣ 12, мовячи: «йидѣлемъ отъ
выборныхъ выборнѣйшого послѣ всѣхъ
проповѣданьемъ, а найстаршого отъ
всѣхъ», и нижей: «не толко болшъ
кождого чловѣка, але болшъ вшелякого
розумного створеня, старшій надъ все
створене, отъ выбранныхъ выбраннѣй-
шій» 4 *). Слышитъ, отступнику, якъ вы¬
сокую похвалу Павлови чинитъ Злато-
устый святый? Если теды въ словахъ
похвалныхъ вага, то Павла и выбор- *) На полѣ: «сокращенникомъ». *) то есть: «личбы*. *) Поправляемъ эту описку по списку ,
Толстова: «чести и оказаліпыхъ-. 4) «Мартаритъ», о похвалѣ св. Павла. нѣйшимъ и настаршимъ мусишъ при-
знати. Лечъ не толко тымъ двомъ, але
и другимъ апостоломъ въ словѣхъ ио-
хвалныхъ знаменитый продкованя, ти¬
тулы даются. Якъ бовѣмъ на томъ
мѣстцу Петра «верхомъ хору», то естъ
лику або почту апостолского менуетъ,
а въ бесѣдѣ 37 на главу Матѳея 15 *),
Петра и Андрея, и Іякова, и Іоанна,
и Филиппа «верховными» зоветъ. А особ-
ливе Петра и Павла нетолко «верхов¬
ными» апостолами церковь наша зоветъ
(о чомъ читай въ «Минеи», на день
праздника ихъ), але и «протокориѳеами»,
то естъ «нервоверховными» титулуетъ.
Въ «Минеи» мѣсяца апрѣля 30, на ве¬
черни, на день св. Іякова, такъ писано:
«апостоломъ вѣры *) Христовъ само-
*видче Іякове». Блаженный Каллистъ, патріарха Кон-
стантинополскій, въ казаню своемъ на
Преображеніе Христово, мовитъ: «Петръ,
и Іоаннъ, Іяковъ, верховный апостолове
болшіи». А іюневажъ не самъ единъ
Петръ верхъ и голова межи апостола¬
ми, тотъ не можетъ мѣти болшей вла-
дзы и старшенства удѣлного оттоль, же
выборнымъ и верхомъ, або головою поч¬
ту апостолского естъ названъ; а же
«устами учениковъ» отъ божественного
Златоустого естъ названъ, не южъ за¬
разъ за тымъ названъ естъ намѣстни¬
комъ Христовымъ, або монархою цер¬
ковнымъ. Поневажъ не толко Петръ
«устами учениковъ» естъ, але и другій,
который колвекъ до Христа отъ ин-
шихъ учениковъ мовляли (якъ Андрей
Первозванный у Іоанна гл. 1 и 6 и 12.
Іоаннъ еѵангелиста самого Петра уста:
у Іоанна^ 13, Ѳома, Филиппъ, Іюда у
Іоанна, въ гл. 4), до Христа Господа
за всѣхъ мовили. Лечъ мовити впередъ, 5) Толстл «одинадцатую*. *) Это слово надо исправить: «верхъ >.
Такъ у Толстова. Библиотека "Руниверс1