Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
427 «ПАЛИНОДІЯ», гоч. ЗАХАРІИ КОПНОТЕНГКАГО, 1621 ГОДА. 428 Причина другая того естъ, ижъ Петръ
апостолъ былъ фигурою всѣхъ пасты-
ревъ и одною своею особою всю цер¬
ковь репрезентовалъ. Которую причину
божественный Августинъ, въ главѣ 30
книги <0 подвизѣ христіанскомъ», тыми
словы выражаетъ: «гды ся мовитъ Пе-
трови, до всѣхъ ся мовитъ «милуешъ
ли мя? паси овцы мои». Повинна теды
цервовъ соборная исправленнымъ и по-
божностью утвержденнымъ сыномъ охот-
не пребачати, гды самому Пѳтрови, особу
еи носячому, видомо прощеніе быти поз¬
волено. О сей причинѣ въ предъидучомъ
артикулѣ ку концу, а въ семъ на по¬
чатку зъ того божественного учителя и
зъ иншихъ широце, который въ тракта¬
тѣ 46 на Іоанна: «не въ Петрѣ, мовитъ,
але въ тѣлѣ своемъ реклъ то Господь:
«Петре, любишъ мя, паси овцы мои».
Вѣдомо теды естъ отсель, же для того
одному Петрови было речено «паси овцы
мои», ижъ тогды Петръ фигурою былъ
Церкви и особою своею репрезентовалъ
всѣхъ Церкви преложоныхъ». Третяя причина, для которой ея то
одному Петрови мовитъ « паси овцы мои»,
естъ запрѣняся Петрово, которое въ немъ
Христосъ Господь исправляючи трикрот-
нымъ вызнанемъ «люблю тя» улѣчуетъ
и вноситъ. Якъ мовитъ Ісѵдоръ Пилу-
сіота, въ посланіи 103, книги 1: «троя¬
кое Господне Петра о любви питанье
не естъ невѣдомости Панское мнеманье
(нехай такъ нѣкоторый не мыпілятъ!),
але трикротное запрѣнье трикротнымъ
злѣченьемъ добрый лѣкаръ злѣчилъ. Црезъ
што заразъ и добрый уммслъ Петрови
чинитъ, абы, такъ сромотнымъ своимъ
запрѣнемъся завстыженый, не впалъ въ
пропасть отчаанія». Ижъ теды той та-
ковый упадокъ жадного зъ учениковъ
не обходилъ, толко Петра самого, Хри¬
стосъ Господь, якъ добрый лѣкаръ, абы
его улѣчилъ, зъ однимъ имъ розмов- ляетъ и трикротное теплое зъ него вы-
знане вытягаетъ, абы презъ то трикрот-
ного запрѣняся нечесть зъ него знеслъ и
змазалъ. О которой причинѣ божествен-
! ный Августинъ въ трактатѣ 123 наіо-
; анна: «отдается, мовитъ, трикротному
запрѣнюся трикротное вызнанье, абы не
мнѣй любви» служилъ языкъ, ни»жъ бояз¬
ни, и абыся не здала болтъ голосу вы-
тягнш смерть навислая, шадкли животъ
притомный, абы была любви повинность
пасти стадо Господне, если былъ боязни
знакъзапрѣтися пастыря».Тойже въ словѣ
40, «О словахъ Господнихъ»: «абы, мовитъ,
трикротнымъ вызнаньемъ любви змазалъ
трикротное запрѣнеся боязни». Боже¬
ственный Григорій Богословъ, въ «Словѣ
на Епифанія», и Кѵрилъ Александрійскій,
въ главѣ 64, книги 12 на Іоанна: «три¬
кротнымъ, мовятъ, вызнаньемъ Петро¬
вымъ трикротного запрѣняся грѣхъ згла-
женъ естъ; а реченемъ «паси агнцы мои»
апостольское достоинство естъ отновлено,
абы презъ запрѣньеся, которое ему зъ
слабости чловѣчества припало, не зда-
| лося быти нарушено». Причина теды тре¬ тяя поединковой зъ Петромъ розмовы Хри¬
стовы—упадокъ Петровъ, который, три¬
кротнымъ занрѣнемся пополненный три¬
кротнымъ вызнанемъ любве стался згла-
женъ. А же за такъ великій выступокъ по-
кута и нагорода зъ особы Петровы пока-
затися и учинити винна была, мовитъ
до него Іисусъ Христосъ «паси овцы
мои4, якобы тежъ реклъ «того по
тебе потребую, Петре, абысь высту¬
покъ твой окупилъ працою, трудомъ и
самого, еслибы до того пришло, кровію,
въ проповѣди евангелія моего и въ пас¬
твѣ тыхъ, который въ мене увѣрятъ». Межи иншими теды причинами, для
которыхъ бы Іисусъ Христосъ одному
Петрови 1) злецилъ, три тыи наповаж- *) Здѣсь чувствуется очевидвый пропускъ, Биб/іиотека "Руниверс1