Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
III палинодія-». ооч. захлгіп копысткнскаго, 1621 года. 412 его Іоаннъ и всѣ иншіи аиостолове,
который же оттоль монархами Церкве
не титулуются, теды и Петръ титуло¬
ванъ тымъ быти не маета и не мо¬
жетъ. Доводъ зъ гатей Хрисостома на
псаломъ 50 не естъ ніютивъ намъ и
мопархою Петра не чинитъ. и овніемъ
то даетъ вѣдати, же Петръ названъ
есть отъ Христа тымъ именемъ, для
того, ижъ былъ умоцнеиымъ, а не ижъ
бы поставилъ Церкви единовладцою. А
же Петра апостола верхомъ и головою
апостолскою божественный Хрисостомь
называетъ, то противъ насъ не естъ.
Во не якъ удѣлного единого владцу
называетъ его, и монархою Петра не
чинитъ. Который отъ святого сего учи¬
теля головою и верхомъ названъ естъ
не пре удѣлноеть владзы, але презъ
таемницу удѣлности церковной и еди¬
номыслія апостолского, а не удѣдною
зверхностью ’). Владаючею абовѣмъ и
росказуючею надъ апостолами головою
Петръ не былъ. Бовѣмъ не Петръ ихъ
апостолами починилъ: не онъ ихъ по¬
слалъ, ани онъ ними рядилъ, ани онъ
имъ моцъ якую давалъ, але самъ Іисусъ
Христосъ. А же учителе церковный ІІечра свя¬
того верховнымъ або головою и перед-
нѣйшимъ пишутъ, теды то, якомъ реклъ,
чинятъ, не ижъ бы большую владзу и
моцъ оному пршгасовали, але взглядомъ
особливыхъ даровъ персоналныхъ особы
его власной и взглядомъ духовныхъ его
цнотъ, якъ зъ нимъ посполу и Павла
верховнымъ титулуютъ а зъ нимъ по-
ровниваютъ. О чомъ св. Амвросій (въ
главѣ и словѣ 66) на похвалу св. апос¬
тола Петра и Павла мовитъ: «межи
всѣми апостолами благословенный Петръ
и Павелъ цѣлюютъ и особливою нѣя- коюсь превзятостью переходятъ. Лечъ
межи ними который бы надъ которого
мѣлъ* быти прекладаннмъ, нѣтъ нев-
ности ■'. Такимъ тежъ способомъ и дру¬
гихъ апостоловъ учителеве церковный
чтили. Мовитъ божественный Іоанъ
Златоустъ, въ бесѣдѣ 46 на главу 15
Матѳея, о Петрѣ, и Іаковѣ, и Іоаннѣ:
»гди Христосъ Петра зъ Іаковомъ и
Іоанномъ надъ инныхъ предпочиталъ?
Отколь, новѣжь ми, предпочиталъ? Если
для чудъ, отъ всѣхъ заправды заровно
трудоватыи очищаны, умерлыи воскре-
шаны были; всѣмъ бовѣмъ еднаковую
владзу далъ. Отколь же теды мѣли
болшъ тые? отъ душевной цноты?» А
въ Латинскомъ такъ переведено: «от¬
коль же теды оный три были предпо¬
читаны? Ни отколь, заправды, опрочъ
вынеслости аня>мушу, не для болшей
теды владзы и старшенства Петрова».
Сей же теяіъ св. учитель не толко Пе¬
тра самого верхомъ або верховнымъ зо¬
ветъ, але и другихъ апостоловъ. Кото¬
рый, въ бесѣдѣ 67 на главу Матѳея
11, такъ мовитъ: < абовѣмѣ Филиппъ и
двѣ оный пар» (то естъ Петръ и Ан¬
дрей, Іаковъ и Іоаннъ), который апос¬
тольства верхъ держали, оттоль (то естъ
отъ Виѳсаиды) были». И якимъ роз-
умомъ апостолъ Павелъ въ посланіи сво¬
емъ ко Галатомъ а) называетъ Іакова,
Ктфу и Іоанна филярми, такимъ же и
апостола Петра называютъ св. учите¬
леве верхомъ и головою. Такимъ способомъ божественный Хри-
состомъ, въ «Маргаритѣ», Павла святого
о выбраныхъ выбранымъ и надъ выбра-
ныхъ выбранѣйшимъ апостоломъ назы¬
ваетъ. Доводъ зъ «Маргариту» не естъ
противъ насъ и Петра монархою цер¬
кве не ставитъ, на которомъ, яко [на
фундаментѣ] церковъсвою Христосъ Гос- ') Выавгѣ 1, іна Ювниіана- ') 1’алат., гл. 2, ст. 9. Библиотека "Руниверс1