Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
39') ^ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ КОПЫСТЕНСВАГО. 1621 ГОДА. 396 въ проповѣди Еѵангелія Христова под¬
питыхъ, названъ есть и фундаментомъ
Церкве. Теды такимъ взглядомъ фунда¬
менту (вынявпіи то, же онъ зъ инліими
всѣми апостолами наближпшмъ и не-
сродковнымъ естъ на Христѣ-фунда-
ментѣ Церкве фундаментомъ) а тымъ
же тыжъ взглядомъ, не самъ Петръ, але
всѣ апостолове, еѵангелистове, пророко-
ве, учителеве — каменьми вѣры и фун¬
даментами Церкви называются. Кото¬
рый ено колвекъ были еталнми и мод¬
ными въ вѣры и въ добрымъ дѣлѣ, ви¬
димымъ и невидимымъ врагомъ, чого |
доводъ въ Апокалипсисѣ г) ясный ма¬
етъ (21), гдѣ кождого зъ апостоловъ ;
особливымъ каменемъ названо. На піто !
читай внкладъ Епифанія и Андрея, ар¬
хіепископа Кессаріи Каппадокійской.
Апостола зась Павла Хрисостомъ 2) зо¬
ветъ столпомъ Церкве и, надъ желѣзо ■
и камень моднѣйшій, духовнымъ ада¬
мантомъ, которого тыи слова суть: < тое
то Павелъ реклъ, не жебы о.нихъ, то
естъ Римлянъ, ратѵнку потребовалъ: не- .
хай то не будетъ. Якъ бовѣмъ Церкве ;
столпъ, надъ желѣзо и надъ каменье і
моднѣйшій духовный адамантъ и тнся-1
чомъ мѣстъ достатечный, отъ иншого |
кого ратунку моглъ быти потребѵючій». 1
Златоустъ св., на Пентикостію: «апосто-
лове фундаментомъ суть, ижъ на ихъ;
вызнанъ» Церковь ѵфундована есть».
Въ «Соборнику», на день Пророка Ко- ]
жого Іліи, въ словѣ, которому початокъ,
«Нынѣ свѣтозарное слонде называется |
Илія твердымъ каменемъ вѣры». Въ |
«Октоиху», въ пѣсни шестой осмого гла¬
са, въ четвертокъ, всѣ апостолове на¬
зываются каменьми: «на камени непо¬
колебимомъ создавшійся, яко каменіе
избранный Боговидцы». Въ четвертокъ *) Анокалнпс., гл. 21 *) > татоуст. на Римл., въ бесѣдѣ 9. недѣли шестой, въ трепѣсньцу пѣсни 8:
«камень тяжкій отъ сердца моего отъ-
яти, мовитъ, всещедраго каменіе, явля-
шася краеуголнаго камене богоносныи
апостоли Господни». Въ книзѣ «Типи¬
ку» або въ «Уставѣ Церковномъ», мѣ¬
сяца ноеврія дня 25. въ кондаку о св.
Петрѣ, Александрѣйскомъ патріарсѣ,
мовитъ: «православно вопіемъ, радуйся,
Нетре, каменю вѣры». Зъ «Соборника»,
въ словѣ Богослова Григорія похвал-
номъ на св. Аоанасія, Александрѣйско-
го патріархи: < Аѳанасій въ части той,
гды Церковъ потребовала такового учи¬
теля. вложился въ фундаментъ, якъ ка¬
мень угольный, звязуючи людъ». Въ
главѣ 21 Апокалипсиса Іоанъ еѵанге-
лиета всѣхъ дванадцяти апостоловъ фун¬
даментами описуетъ быти. На которое
мѣстце Андрей. Кессарійскій архиепис¬
копъ. выкладъ чинячи: «фундамент«п,
мовитъ, міру блаженный апостолове суть,
на тыхъ бовѣмъ Христова Церковъ
уфѵндована остъ». Также и апостолъ
въ главѣ 2-й Павелъ посланія своего
до Ефесеовъ, апостоловъ всѣхъ еднимъ
фундаментомъ называетъ мовячи: «на-
будовани на (фундаментѣ апостоловъ
всѣхъ и пророковъ, гдѣ краеуголнымъ
каменемъ самъ Іисусъ Христосъ, на ко¬
торомъ все будованіе выведеное ро-
стетъ въ Церковъ Господеви» 8). Зъ
«Соборника», гдѣ св. Іоанъ Златоустый,
въ словѣ своемъ на Пятдесятницѵ, ко¬
торому початокъ «днесь намъ земля
бысть небо», мовитъ о апостолахъ: «фун¬
даментомъ суть, и же на вызнанью ихъ
уфѵндована естъ Церковь». Тойже Хри¬
состомъ на св. апостолъ Петра и Пав¬
ла въ словѣ, которому начало «въ лѣ- *) Ефес., гл. 2, ст. 20—21: «Наздани быв-
ше на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу
краеугольну самому Іисусу Христу, о немъ
же всяко созданіе составляемо растетъ лъ
Церковь святую о Господѣ». Библиотека"Руниверс