Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
385 «ПАЛИНОДІЯ», ООЧ. ЗАХЛГІИ КОПЫСТЕНОКАГО, 1021 ГОДА. Н8<> особу Петрову ириішстп могучого; але-
реклъ взглядомъ речій вѣчныхъ вѣры
и вызнанья, отъ Петра ѵчиненого, о
собѣ камень-Христѣ, ведлугъ мало вы¬
шей припоиненого свѣдоцтва апостол-
ского: «камень же бѣ Христосъ, на ко¬
торомъ абысмо бѵдовали». Самъ той бо¬
жественный аностолъ Петръ *) научаетъ
насъ, гды мовитъ: «понеже вкусисте,
яко благъ Господь: къ нему же нрихо-
дяще, камене живу, отъ человѣкъ убо
уничиженнѵ, отъ Бога же избраннѵ, чест-
пѵ, и сами яко каменіе живо зиждѣте-
ся во храмъ духовенъ». Наконецъ, бы¬
ла бы то речъ и неслушная, если
бы обѣ тыи словѣ «Петръ» и «пё-
тра» о едномъ Петрѣ мѣли ся брата. Зъ
Грецкого бовѣмъ власного положенія
словъ дается то ясно вѣдати, же имя
«Петросъ», означенное презъ арѳронъ
мужеское, особу значитъ. Имя зась «Пе¬
тра», презъ антонѵмію табха и презъ
арѳронъ женскимъ родомъ описаное, хаі
іігі табття тетра—«и на той опоцѣ», речь
нѣлкую. а не особу Петрову значитъ,
то есть вѣру и вііз'нанье, которое онъ
вызналъ, якъ то и богословци выложили.
Которую то вѣру, и вѣры той вызнанье
назвалъ Іисусъ Христосъ опокою, ижъ,
для моды великой, не мѣла быти зв»ъ-
тяжена не только отъ чловѣкъ, але
отъ самыхъ моцарствъ преисподнихъ
адовыхъ, отъ которой опоки, зъ Грецка
«пётры». Сѵмонъ назвыско—«Петръ»
взялъ, якъ о томъ божественный Злато¬
устъ въ выкладѣ на посланіе до Гала¬
товъ, гл. 2, а зъ нимъ Василій Великій,
Амвросій и Августинъ, въ вышъ приве¬
денныхъ свѣдоцствахъ, вѣдати даютъ,—
для непреклонной неотмѣнной вѣры,
аѵаХоушк, отъ выводу слова, отколь
бысь вело, якъ то въ языцѣ Грецкомъ:,
«го гт); тгХах6хТ|Хо;—ІІХахшѵ: отъ широ- *) Петръ 2, ст. 3—4. кости—широкой; ате хт)$ гщѵщ—Е'гот,-
ѵаТоі, отъ покою—спокойный, по Руску—
Ириней; ате хт|; аѵЗра?—’Аѵбрёо;, отъ му-
жества-^-мужный, но Руску—Андрей.. А
въ Латинскомъ языцѣ: а сісеге—Сісего,
а Іепіе—Ьепіиз, а ІаЪа- КаЬіш, отъ дре¬
ва—древянный, и иныя тымъ подобный.
Такъ тежъ отъ «пётры»— <■ пётросъ>,
то есть отъ камене—каменный, есть ре-
ченый. На нотверженье того своего въ цер¬
кви единовладства, еще отстулникове
приводятъ напротивъ намъ въ овой ча¬
сти аѵтоѵоріаг, то есть мѣстоименія, ёжі
хабхуі, «на той», то естъ опоцѣ, такій
аргументъ. «Мѣстоименіе, мовятъ, тое
«на той» явне оказуетъ, же черезъ имя
«Петръ» не можетъ ся розумѣти вѣра,
удѣлне взятая, то естъ безъ одношенья
до особы Петровы; абовѣмъ относится
до опоки, поближне менованой. Лечъ
ближне речоно было Сімоновѣ «ты естесь
Петръ», а не «ты естесь вѣра»; потре¬
ба пре то, абы вѣра была розумѣна
Церкве фундаментомъ, не просто вѣра,
але вѣра Петрова; а Петрова, не якъ
приватного чловѣка Петра, але якъ
пастыря церковного». То отступившее. На который ихъ аргументъ доситъ ся
отъ мене стало въ артикулѣ первомъ,
гдѣмъ то показалъ, же св. учителеве
церковный черезъ опоку, до которой ся
то мѣстоименіе «на той» односитъ, нс
Петра розумѣютъ, але Христа, отъ ко¬
торого Петръ такъ естъ названъ. Для
чого тамъ тебе, православный, для взя-
тя обширнѣйшей о томъ науки отослав¬
ши, тутъ вкоротцѣ мовлю, же ся аігѣ
тымъ вспомочи могутъ отступившее,
абы тое слово Ы хабхт,—«на той» отно-
ситися мѣло до ближшого слова «Пе¬
тросъ»; бовѣмъ тому вспаку *) чинитъ
арѳра, то естъ члонки грамматичный. *) Въ подлинникѣ «испеку», у Толстова:
«вспону». Это- ошибки. текла ілгогичыкля ыи.люгп.л. 13 Библиотека "Руниверс1