Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
349 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ ловитъ—Христа и Бога нашего цер¬
ковь, уфундованая на моцномъ камени,
то есть на Петра апостола вызнанью».
Іннокентій Втор и й, епископъ Римскій,
у Бернарда въ посланіи 194-мъ: «за свѣ-
дителствомъ — мовитъ — апостоловымъ,
якъ одинъ Богъ, одна вѣра быти узна¬
на есть, на которой, якъ на неноруш¬
номъ фундаментѣ, прочь котораго ни>х-
то иншого ноложити не можетъ, тръ-
валости е) церкве неподвижна зоста-
ваетъ. Оттоль то есть, же блаженный
Петръ, верховный апостолъ, для выбор¬
ной) вѣры той вызнаяья, услышати за¬
служилъ: ты естесь Петръ, и на томъ
камени збудую церковь мою; лрезъ ка¬
мень — твердость вѣры и каѳолицкой
едности ’) непорушность ясне означа-
ючи». То теды суть, якосмо рекли, свѣдоц-
ства зъ писмъ святыхъ учителей цер¬
ковныхъ Всходныхъ и Заходныхъ и са¬
мыхъ епископовъ Римскихъ, которыхъ
всѣхъ одна и таяжъ есть наука, же не
на Петрѣ чловѣцѣ збудована есть цер¬
ковь Христова, але на вѣрѣ, внзнаной
презъ Петра, зъ объявленья ему Бозско-
го; н на тыхъ потреба полагати, яко
на зданьяхъ Зоуратіхш;, то есть декре-
талне реченныхъ. Беѣ абовѣмъ, якъ
едными устами, мовятъ, же на словахъ
побожности и на камени вызнанья, то
есть, на овыхъ словахъ «ты еси, Хри-®
стосъ Сынъ Бога Живаго», не на Пе¬
трѣ чловѣцѣ, не на тѣлѣ Петровомъ,
але на вѣрѣ збудовалъ церковь свою
Христосъ Господь. Аже тежъ черезъ
ты и, отъ Христа Господа реченыи, сло¬
ва «и на томъ камени збудую церковь
мою», на собѣ камени Христосъ Господь
церковь свою збудовати обѣцалъ, и збу¬
довалъ, вышъ помененныхъ святыхъ *) Тоіст.: «долгоденствія».
О-Толст.: «единости». копыстенскаго, 1621 года. 350 учителей церковныхъ на доводъ при¬
вожу, который внразными словы того
доводятъ. Божественный Іеронимъ, въ
выкладѣ псалму 103: «фундаментъ—
мовитъ — который заложилъ апостолъ
архитектонъ, самъ одинъ есть Господь
Іисусъ Христосъ; на томъ фундаменту
грунтовномъ и моцномъ и черезъ само¬
го себе ненорушне уфундованомъ бу-
дуется Церковь Христова. Ровне зъ
нимъ и Кириллъ святый Александрій¬
скій, въ выкладѣ овыхъ словъ 8) зъ
Ісаіа пророка «сей вселится во высоцѣ
пещерѣ камене крѣпка»: «пристойная -
мовитъ—есть речъ розумѣти намъ, же
ся въ словѣ томъ «камень» Господь
нашъ Іисусъ Христосъ назыіваетъ, въ
которомъ якобы яскиня 9) якая або
овчарня церковь розумѣется, маючая
безпечное и непорушное добре обваро-
ваное мѣшканье. Ты абовѣмъ, мовитъ
Збавитель, естесь Петръ, и на томъ ка¬
мени збудую церковь ною». Божествен¬
ный зась Тарасій 10), патріарха Кон-
стантинополскій: «зо всѣмъ святымъ
соборомъ вселенскимъ цедмымъ ува¬
жаю—мовитъ—и вижу, же на томъ ка¬
мени Христѣ Бозѣ нашемъ збудована
есть церковь». При сихъ святыхъ учи-
телехъ, честный Беда, въ бесѣдѣ на
вігілію святого Андрея апостола: «на
томъ камени, мовитъ Христосъ, збудую
церковь мою, отъ которогось ты имя
взялъ, то есть, на мнѣ самомъ збудую
церковь мою». Божественный наконецъ
Августинъ, въ трактатѣ на Іоанна
120-мъ: «для того — мовитъ — реклъ
Іисусъ Христосъ «на томъ камени збу¬
дую церковь мою», ижъ реклъ былъ
Петръ «ты естесь Христосъ сынъ Бога
живого»; на томъ теды камени, кото- *)*) Кириллъ, книга з иа Исаію, глава 33. | ®) Толст.: «скинія». ,п) Тарасій, въ дѣяніяхъ седмаго вселен-
і скаго собора. Библиотека "Руниверс'