История

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 4

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.4. Кн.1. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — СПб., 1878

OCR
345 «ПАЛИНОДІЯ», СОЧ. ЗАХАРІИ КОПЫСТЕНСКАГО, 1621 ГОДА. 346 Уважайже зъ преложо ннхъ свѣдоцтвъ
учителей церковныхъ Всходныхъ 4), ко¬
торый черезъ камень той, на которомъ і
Іисусъ Христосъ церковь свою збудо-
вати обѣцалъ, розумѣютъ вѣру и вы-
внанье Петрово, а за тымъ и того са- |
мого Іисусіа Христа, которого Петръ;
сердцемъ вѣрилъ а устами вызналъ бы-'
ти Сыномъ Бога живаго. Такъ насъ
слова тыи Христовы «и на томъ каме-:
ни збудую церковь мою» розумѣти учатъ,
такъ и сами розумѣютъ и такъ вѣрятъ.
А того не пріймуютъ и не признава- і
ютъ, абы на Петрѣ чловѣцѣ была Цер¬
ковь Христова збудована. Але ступѣмо еще въ тойже матеріи I
до учителей церковныхъ Заходныхъ. |
Августинъ святый, въ трактатѣ 10, на
посланіе Іоанново: «смотрѣмъ—мовитъ—
што за похвала идетъ за того вѣрою?
Ты естесь Петръ, и на томъ камени
збудую церковь мою, на той вѣрѣ, на
томъ, што речено есть: ты естесь Хри¬
стосъ Сынъ Бога живаго. На томъ ка¬
мени—мовитъ—вгрунтую * *) церковь
мою». Амвросій зась святый, въ тол¬
кованью главы 2, до Ефесеовъ: «мо¬
витъ Господь до Петра: на томъ ка¬
мени збудую церковь мою, то есть: на
каеолицкой вѣрѣ, вызнанью преуста-
новляю *) вѣрныхъ до живота». И
въ кинзѣ 6 на Луку егангелиста:
«фундаментъ—мовитъ—церкви вѣра».
Той же въ словѣ 5 ’), о тайнѣ втѣле-
нія Господня: „вѣра—мовитъ—есть цер-
кве фундаментъ. Не о тѣлѣ бовѣмъ Пе¬
тровомъ, але о вѣрѣ речено есть, ижъ
брамы смерти не перемогутъ ей. Але
ннзнанье звитяжаетъ адъ, и тое вы-
знанье не одну ересь зноситъ. Церковь *) На полѣ: «камень есть вѣра' и вы-
званье». *) У Толстова: «выгрунтую». *) У Толстова: «предустановляю» ’) Лнст. 68. абовѣмъ многими навалностями, якъ
добрый корабль, будучи ударяна, на¬
противъ всѣхъ ересій той свой выста-
вуетъ фундаментъ». Иларій, въ кинзѣ
2, оТройци святой: «еденътедытой есп.
непорушоный фундаментъ, едва тая
есть щасливая вѣры опока, Петровы¬
ми усты вызнаная: ты естесь Сывъ
Бога живаго, такъ многій въ собѣ маю-
чая доводы правды, якъ много зару-
товъ 8) превротныхъ и невѣрства по-
.тваровъ вынайтися мочи будетъ». И
зась тамъ же Петръ Сына Божія
вызналъ, а для того блаженнымъ есть
названъ. Объявленье то есть отцев-
ское, то есть церкве фундаментъ,
то есть безпеченство вѣчности. Въ
книгѣ зась о Пресвятой Тройци, 6:
«на той теды—мовитъ—вызнанья опо-
цѣ церкве збудованіе сталося». И
еще тамъ же: «тая—мовитъ — вѣра
царства небесного ключи» маетъ, тая
вѣра, што колвекъ на земли розвя-
жетъ, або звяжетъ, и звязана бу¬
дутъ на небѣ и розвязана. Тая вѣра
церкви есть фундаментомъ. Тою вѣрою
слабыми ставаются напротивъ церкви
брамы адовы», и прочая. То суть свѣдоцства зъ писмъ свя¬
тыхъ учителей церковныхъ Всходныхъ
и «Заходныхъ. Але еще самыхъ старо-
житнѣйшихъ епископовъ Римскихъ въ
своей имъ власной справѣ зданья по-
слухаймо, которое имъ барзѣй нашу
правду объяснитъ, тымъ барзѣй отступ¬
ающую облуду окажетъ. Святый Григорій, епископъ Римскій,
названый Двоесловъ, въ посланію 33,
книги третій: «животъ вашъ—мовитъ—
на камени церкве, то есть, на вы¬
знанью Петра, верховного апостола,
умоцнѣте». И еще тойже въ главѣ 7,
книгъ 35-хъ нравоучителныхъ: «на н) На полѣ: «задававъ»». Библиотека "Руниверс1