Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
701 ЗАПИСКИ 0 ЛИЦАХЪ И СОБЫТІЯХЪ. 702 ш. Записки о лицахъ и событіяхъ времени возникновенія старообрядчества. IX. О жестокостяхъ воеводы Пашкова. Г ізз II Въ 169 Аѳонасей Пашковъ увезъ
из Дауръ Никанские земли два ино¬
земца, Данилка да Васку; а тѣ люди
вышли на государево имя в Даурской
землѣ в полкъ х казакам. Да другие два перевотчика, Ивашко
Тимоѳеевъ Жючерской да Илюшка Тун¬
гуской, жили у тѣх же Даурскихъ
казаковъ многие лѣта. И Ивашковым
да Илюшкиным толмачеством государю
збирали казаки государские ево казны
многие лѣта. А после розгрому Богдойскова при¬
шли досталные казаки снизу ко Оѳо-
насью Пашкову на Иргень озеро. А
тѣ четырѣ человѣка: Данилко, да Васка,
да Ивашко, да Илюшка, пришли с
ними же, казаками, служит великому
государю. А воевода Аоонасѣй Паш¬
ковъ у казаковъ их отнял и взял к
себѣ во дворъ силно, и онѣ и но се
время, плачючи, живутъ, мучася у него
134 во дворѣ, по || собит себѣ не могутъ.
А бьютъ челомъ великому государю,
чтоб ихъ свободил от порабощения
и пожаловалъ в свой чинъ государевъ.
Да он же, Аѳонасей, увез изъ Острош-
ковъ от Лариона Толбозина троихъ
аманатовъ: Гаврилка, Алешку, Андрю¬
шку. Да он же увез 19 человѣкъ
ясырю у казаковъ: Бакулайко, да двѣ
ево дочери,—именъ их не помню,—
Марица, Анютка, двѣ Овдотнцы, четырѣ
Маринки, двѣ Палашки, и третяя Овдо-
тица ж, три Анютки ж, Оѳроска з братом
с Ывашкомъ. И тѣ всѣ люди у него. 1А та землица безъ аманатавъ и
досталъ запустѣла, государевым лю¬
дям быть нѣ у чево, лише государевѣ
казнѣ напрасная проторь. Да онъ же,
Оѳонассй, государевых служилых двух
человѣкъ взял во дворъ к себѣ силно,
Олешку Брацкова да Яшку Иванова.
А тѣ всѣ люди, кромѣ государя, по¬
мощника себѣ не имѣютъ. Да он жо, Аѳонасей, живучи въ Да¬
урской земліі, служивых государевых
людей, не отпущаючи на промыслъ,
чемъ им, бѣдный, питатися, перемо¬
рил болшп пяти сотъ человѣк голодною
смертию. А которые, не претерпѣвъ
гладу, ходили промышлять нужные
нищи, и онъ, Аѳонасей, ихъ пытал,
бил кнутьемъ, и ребра ломал, и огнем
жегъ. Таковыхъ ради винъ, Ивашко
Сватенышъ да Климко Шамандрухинъ
с товарыщи, осмь человѣкъ, свою ка¬
зачью лошедь съѣли ', и он их пытав,
в тюрмѣ и уморил. Ияковъ Красно¬
ярской молвил: толко бы-де воевода по
государеву указу ехалъ прямою доро¬
гою, и мы бы-де нужи такие не тер¬
пѣли. И II онъ, Аѳонасей, ево, Иякова,
за то, бивъ кнутом, жжег до смерти.
И к моему, Протопопову, зимовью мерт¬
ваго кинул под окошко, что онъ, Ияковъ,
на пыткѣ творилъ Исусову молитву. Да онъ же, Аѳонасей Пашковъ,
двух человѣкъ, Галахтиона и Михайла,
бил кнутом за то, что один у него по¬
просил есть, а другой молыл: краше
бы сего житья смерть! И онъ, бивъ за 1 Мед: съѣіи—нѣтъ.