Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Том 39

Русская Историческая Библиотека издаваемая постоянной историко-археографической коммисией. Т.39. Памятники истории старообрядчества XVII в. Книга первая. Выпуск I. — Ленинград:Издание Академии Наук СССР. - 1927

Содержание

Оглавление

Введение

Предисловие к житию протопопа Аввакума Я. Л. Барскова

Предисловие к прочим сочинениям протопопа Аввакума проф. П. С. Смирнова

I. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Сочинения с именем «Книга»

Сочинения богословские

Записки о лицах и событиях времени возникновения старобрядчества

Челобитныя, послания, поучения и письма

XVI. Челобитная (первая) царю Алексею Михайловичу

XVII Челобитная (вторая) царю Алексею Михайловичу

XVIII. Челобитная (третья) царю Алексею Михайловичу

XIX. Челобитная (четвертая) царю Алексею Михайловичу

XX. Челобитная (пятая) царю Алексею Михайловичу

XXI. Челобитная царю Федору Алексеевичу

XXII. Послание «братіи на всемъ лице земномъ»

XXIII. Послание «стаду вѣрныхъ» или «Кораблю Христову»

XXIX. Послание «рабомъ Христовымъ»

XXV. Послание «всей тысящи рабовъ Христовыхъ»

XXVI. Послание «игумену» Сергию со «отцы и братіей»

XXVII. Послание Борису и «прочимъ рабамъ Бога Вышняго»

XXVIII. Послание Сибирской «братіи»

XXIX. Послание боярину Андрею Плещееву

XXX. Послание «отцу» Ионе

XXXI. Поучение против пьянства

XXXII. Письмо игумену Феоктисту

XXXIII. Письмо попу Стефану

XXXIV. Письмо семье Аввакума

XXXV. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVI. Письмо семье Аввакума

XXXVII. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой

XXXVIII. Письмо семье Аввакума

XXXIX. Письмо боярыне Ф. П. Морозовой и княгине Е. П. Урусовой

XL. Письмо некоему Афанасию

XLI. Письмо некоему Симеону

XLII. Письмо некоей Маремьяне Федоровне

XLIII. Письмо (первое) попу Исидору

XLIV. Письмо (второе) попу Исидору

XLV. Письмо некоему Алексею Копытовскому

XLVI. Письмо Савватию, Евфимию, Тимофею и Авксентию, «отцамъ» Поморским

XLVII. Письмо «брату любезному»

XLVIII. Письмо «баткамъ-отцамъ и маткамъ-старицамъ»

XLIX. Письмо «чаду о Господѣ»

L. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (первое)

LI. Письмо «возлюбленной о Христѣ» (второе)

OCR
693 СОЧИНЕНІЯ БОГОСЛОВСКІЯ. 694 и деловахъ довольно; пред обѣдомъ
«Отче нашъ» проговоря, потребилъ с
водою святою во славу Христа Спаси¬
теля Бога і во освящение души і тѣлу.
Потомъ попу приказалъ і Агнецъ мнѣ
запасный вынять, і причащаюся з I братею по времяномъ, очистя свою со-
і весть во здравие, і во спасение ду¬
шамъ і телесемъ нашимъ о Христѣ
Ісусѣ, Господѣ нашемъ, Ему же слава
со Отцемъ і со Святымъ Духомъ, нынѣ,
і присно, і во вѣки вѣкомъ, аминь С VIII. О перстосложеніи. 21 а) || (л. 330 об.) О с л о ж е н і и ! коже пятью перъсты креститися і благи- перъстъ. I словляти иовелеваетъ, якоже і прежні Всякому правовѣрному, внимая о святіи Мелетій і прочій предаша. Тогда
своемъ спасеніи, подобаетъ слагати в Москвѣ- на соборѣ быша знамено-
перъсты в деснице по пре (л. 331) носцы Гурій, Смоленъскій епископъ, і
Данию святыхъ отецъ і креститися: Варъсонофій Тверскій, іже быша Ка-
великій убо перъстъ і мизинецъ, і занские чюдотворцы, і Филипъ, Соло-
третьи і подле мизинаго, совокупити вецкій ігуменъ, еже і митрополитъ Мо-
концы вкупе: являетъ Триіпостасное | сковской. Божество Отца, і Сына, і Святаго духа; j А иже нынѣ новелеваютъ трема перъ-
указателный же і великосредній, два! сты креститца в Тройцу, отсѣкая во-
сия сложити вкупе, и единъ отъ двухъ человѣчение Христово, сложа: великій,
сихъ мало наклонит являетъ смотре- і указательный, і великосредній, три
вие Христово Божества и человѣчества, перъста вкупе, і се || явное мудрование 22
Таже вознести на главу: являеть умъ j древняго отсту (332 об.) лника Фар-
не рожденый,—Отецъ роди Сына, Пре-1 моса еретика, папы Римъскаго. Онъ
вѣчнаго Бога, прежде вѣкъ вѣчныхъ. | трема сими перъсты крестилъся і лю-
Таже положити на пупъ: являетъ схо- і дей благословлялъ. Его же по смерти
ждение Его къ намъ (331 об.) і вопло-jnana Стефанъ седмый, выкопавъ, ло¬
щение отъ Святыя Дѣвы Богоотроко-1 ругалъ і повелѣ перъстъ отсѣщн, і ки-
вицы. Таже вознести на правое плечо: нули на землю. I разступися земля,
являетъ вознесение Христово і седѣнис : пожрѳ перстъ, і бысть пропасть. Таже
со Отцемъ, і со Святымъ Духомъ, і' другиі перъстъ отсѣкши, кинули, і изыде
праведныхъ одесную стояние. Таже огнь. I трѳтиі отсѣкши, кинули, і бысть
положити на лѣвое плечо: являетъ в > j смрадъ во всемъ градѣ, яко і людямъ
второе пришествие грѣшныхъ осужде- йздыхати отъ смрада. Стефан же по-
ние і вѣчное мучение. Тако повѣлеша; велѣ і тѣло кннутй въ Тиверъ реку. I
перъсты слагати і креститися святіи | сложа пять перъстъ, по преданію свя-
отцы: Мелетій Антиохійскій і Ѳеодо- тыхъ отецъ, і благо (л. 133) словилъ
ритъ блаженный, епископъ Киринѣйскій, землю, і бысть земля по прежнему.
Петръ Дамаскинъ і Максимъ Грекъ. | Писано о семъ в Кронике Латынскомъ,
Еще же і помѣстный бывый соборъ j а которое число, о томъ указуетъ Книга
в Москвѣ при царѣ Іване та (л. 132) овѣре—помнится 60-й іли 100-й листъ. 1 Эта статья «О жертвѣ нихоніанъской» напечатана В. Г. Дружининымъ въ Ллт. занятій Арх. Ком. в. XXVI: * Пуст озерскій Сборникъ», стр. 23—25. Спб. 1914 і.