Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
94 ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 95 бѣзнаго а измѣнника и неправедника,
на зло молящася, послушаетъб. Яко же
рече божественный Іяковъ: «Просите
и не пріемлете, зане злѣ просите, да
б въ сластехъ вашихъ изживете V Обаче
вѣрую Богу моему: «болѣзнь твоя об-1
х І74ратится || на главу твоюг». А еже пишешь, возлагая судъ пре-І
подобному князю Ѳеодору Ростисла-
Ю вичю, сего азъ судію желательне прі-;
емлю, аще и сродникъ ти есть, понеже | казавъ, возлеже спати, убо сице злѣ
имѣя.—Вечеръ бо бѣ.—О полунощи же
самъ въ себѣ къ божественнымъ пѣ¬
ніемъ бодръствова; востаетъ убо, ниже
сновъ самѣхъ многихъ сущихъ и 5
присно пресецаемыхъ въ несмущеніе
насладився. Стоя же, обаче въ боже-
ственнеи бѣседе, неблагочестне скор-
бяше и тужаше: «не быти праведно,
глаголя, аще живи будутъ мужіе без- 10
божніи, развращеи пути Господня пра¬ ймъ дни веселій. Надлежало о обоихъ усердно молить Бога Спасителя, чтобы Онъ одного
обратилъ своею силою, а другаго побѣдилъ своею благостію; надлежало ему непрестанно
чрезъ всю жизнь увѣщевать ихъ, доколѣ такимъ образомъ не приведетъ ихъ къ по8нанін>
Бога, такъ чтобы и сомнѣнія ихъ разрѣшились, и они принуждены были бы въ своихъ
безразсудныхъ поступкахъ истинно раскаяться. Но не знаю, какимъ образомъ (чего прежде
не случалось) возродилось въ немъ тогда сильное негодованіе и досада, и онъ, находясь
въ такомъ худомъ состояніи, легъ и уснулъ; ибо былъ вечеръ. Въ полночь, когда онъ
обыкновенно самъ собою пробуждался для пѣнія священныхъ гимновъ, встаетъ, имѣвъ
много сновъ, которые непрестанно прерывались и были безпокойны. Начавъ разглаголь¬
ствіе съ Богомъ, онъ сѣтовалъ, какъ неприлично Святымъ, и въ негодованіи говорилъ,
что нѣтъ тутъ правды, когда живутъ люди нечестивые и превращающіе правые пути
Господни. Говоря сіе, онъ просилъ Бога однимъ ударомъ молніи жизнь обоихъ прекратить
безъ милости. Сказавъ сіо, вдругъ казалось, увидѣлъ я, разсказывалъ онъ, домъ, въ кото¬
ромъ я находился, сначала потрясшимся, потомъ своды его раздѣлившимися на двѣ поло¬
вины, и свѣтлогорящій предъ собою костеръ, который, поелику мѣсто представлялось уже
открытое, спускался ко мнѣ съ неба; самое небо видѣлъ отверстымъ и на высотѣ неба
Іисуса, коему предстояли въ человѣческомъ видѣ безчисленные Ангелы. Сіе я видѣлъ на
небѣ и удивлялся. Ниспустивъ же взоръ долу, увидѣлъ я, продолжалъ Карпъ, самый по¬
мостъ расторгшимся надъ обширною и мрачною пропастію, и оныхъ мужей, на которыхъ
я произносилъ проклятіе, стоящихъ предо мною у зѣва пропасти, въ жалкомъ видѣ, тре¬
пещущихъ, едва отъ слабости стопъ своихъ не низвергающихся въ оную. Изъ глубины
пропасти выходили змѣи, и то около колеблющихся ногъ ихъ извиваясь опутывались, на¬
легали на нихъ и влекли къ себѣ; то зубами и хвостами дразнили, улещали, и всякимъ
образомъ ухищрялись низринуть ихъ въ пропасть. Между змѣями были и люди, которые
также устремлялись на сихъ мужей, тѣснили, нападали на нихъ и поражали; казалось, они
близки уже были къ паденію, мало по малу склоняясь частію противъ воли, частію добро¬
вольно на убѣжденія и вмѣстѣ принужденія злаго. И Карпъ сказывалъ, что онъ, смотря
внизъ, чувствовалъ удовольствіе, а о томъ, что происходило вверху, небрегъ; досадовалъ и
негодовалъ, что они еще не низринуты, н многократно, но тщетно на сіе настаивая, въ не¬
годованіи проклиналъ ихъ. Едва могши воззрѣть на небо, онъ увидѣлъ на немъ опять то
же, что видѣлъ и прежде: Іисусъ, милосердымъ окомъ взиравшій на происходящее, во-
ставъ съ превыспренняго престола и снишедъ къ нимъ простиралъ руку благости; Ангелы,
купно съ Нимъ подавая имъ помощь, одного съ той, другаго съ другой стороны охра¬
няли, и Іисусъ говорилъ Карпу: уже простертою рукою твоею поражай Меня; ибо Я го¬
товъ и снова пострадать для спасенія человѣковъ, и сіе мнѣ пріятно, только чтобъ прочіе-
люди не согрѣшали. Но смотри, полезно ли тебѣ, на пребываніе въ сей безднѣ и съ сими
змѣями смѣнять сожительство съ Богомъ и благими и человѣколюбивыми Ангелами. Вотъ-
то, что я отъ него слышалъ, и вѣрю, что это истинш». а См. столб. 99, гх; 101, іі-
6 Такъ. в Іаков., IV, 3. Г Псал., ѴН, 17. Библиотека "Руниверс1