Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
КЪ КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМУ. 80 вручи: ибо иже и о божественнемъ образе присно предстояще жертвен-
ницы1, слышатъ и зрятъ божественная свѣтлѣ имъ открываемая, произ-
ходяще благовиднѣ, называя божественныхъ и за все послушательнымъ и
угодникомъ и священнымъ людямъ и чистящимся чиномъ и изъявляютъ2
по достоянію священная, яже добрѣ пречистая сохраненная, дондежъ му- б
чительски скончалъ3 еси; обличити святая святыхъ понудилъ еси нехотяшая;
имѣти, реклъ еси, священная соблюдаете паче, и еже видѣвъ4 еси, и иже
слышалъ еси, ниже имѣлъ еси что о прикладнымъ священникомъ, яко
же ниже истинну словесъ видѣлъ еси, на кіиждо день сія толкуя возвра¬
щеніе слышащимъ. И аще убо языка начальство нѣкако взяти начнетъ, 10
неповелѣнно5 ему6 отъ царя, праведне мучитися имате. И аще князь говоритъ Священное Писаніе, праведное совершать неправедно (Второз. 16, 20. 2 Цар.
16, 22). Всякъ долженъ внимать самому себѣ, не долженъ высокомудрствовать, а раз¬
суждать только о томъ, что сообразно съ его достоинствомъ (Римл. 11, 20. 13, 3.
Сирах. 3, 21). И такъ развѣ не должно, скажешь ты, исправлять Священниковъ, обличенныхъ въ
нечестіи, пли въ какомъ бы ни было преступленіи? И можно позволить имъ безчестить
Бога преступленіемъ закона, которымъ они одни хвалятся (Римл. 2, 23)?—Какіе же они
посредники Божіи? Какъ могутъ возвѣщать народу Божественныя добродѣтели, когда не
знаютъ силы ихъ? Или какъ могутъ просвѣщать другихъ, когда сами помрачены? Какъ
преподадутъ Божественнаго Духа, когда, есть ли даже Духъ Святый, внутренно и истинно
не увѣрены? Я самъ буду отвѣчать тебѣ на сіе: ибо Дельмофилъ не врагъ мой, и я не
потерплю, чтобы тебя сатана обманывалъ. Всякой изъ окружающихъ Бога чиновъ Бого-
подобнѣе того, который далѣе отстоитъ, и тѣмъ болѣе пріемлетъ и можетъ сообщать
свѣта, чѣмъ ближе къ истинному свѣту. Близость не разумѣй не по мѣсту, но по спо¬
собности къ Богообщенію. И такъ сстьли чина Священническаго долгъ есть—просвѣ¬
щать, то конечно тотъ не принадлежитъ къ Священническому чину, который не можетъ
преподавать свѣта, а тѣмъ болѣе, естьли кто и самъ не имѣетъ онаго. И таковый мнѣ
кажется дерзновеннымъ, естьли вступаетъ въ Священническія права, не боится и не
стыдится недостойно исправлять Божественныя службы, думаетъ, что Богъ не знаетъ
того, что онъ самъ сознаетъ въ себѣ, думаетъ Его обмануть ложнымъ названіемъ Отца
и дерзаетъ, по образу Христа, произносить на Божественныя таинства непозволитель¬
ныя хулы; (такъ должно назвать его молитвы). Таковый не Священникъ,—нѣтъ, но зло¬
дѣй, обманщикъ, посмѣшище самого себя, и волкъ въ Божественномъ стадѣ, одѣтый въ
овчую кожу. Но Демофилъ не имѣетъ права исправлять сіе. Ибо естьли слово Божіе повелѣ¬
ваетъ праведное совершить праведно, (совершать же праведное значитъ воздавать каж¬
дому достойное): то всѣ должны совершать сіе праведно, не выходя изъ своего достоин¬
ства и чина: и Ангеламъ должно быть опредѣляемо и воздаваемо достойное; но не отъ
насъ, о Демофпль, а намъ чрезъ нихъ отъ Бога, и имъ чрезъ высшихъ Ангеловъ.
Просто сказать: во всѣхъ существахъ праведный во всемъ промыслъ воздаетъ чрезъ
первыхъ вторымъ по достоинству. Слѣдовательно п тѣ, которыхъ Богъ поставилъ на¬
чальниками надъ другими, должны воздавать достойное нпешимъ себя и подчиненнымъ
себѣ. И такъ Демофилъ долженъ опредѣлять, что слѣдуетъ разумной, раздражительной
и вождѣлеватсльной силамъ. Не долженъ нарушать ихъ порядка въ себѣ, но разумъ,
какъ высшій, долженъ владѣть нисшими силами».—См. продолженіе стр. 105, пр. а. 1 А. жертовинцы. 2 А. являетъ. 3 А. кончалъ. 1 Пг. А. Тл. видѣлъ. 5 Пг. не
поведѣннемъ. 6 Пг. ему нѣтъ. Библиотека "Руниверс1