Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 79 чальницехъ судъ1 божественныхъ судебъ, отъ тѣхъ божественная, при¬
кладъ, лѣты3 посредствомъ служитель, егда есть время, навыкнегеш3, ими-
же4 быти угодникъ сподобился еси. Или не освященный образу5 сіе же
вопіетъ? Ибо не простъ всѣхъ6 изби, изрядни суть святая святыхъ; при-
5 ближаетъжеся вящъшимъ священно-совершителыюе удобреніе, та жъ свя-
л. 164 щенникъ удобреніе. Послѣдуй, еже и сіе7 служительское; || вчиненымъ же
угодникомъ, рекше инокомъ, дверьми невходимыхъ суть отлучены, на них-
же совершаются и предстоятъ не къ блюденію ихъ, но къ чину и разу¬
мѣнію своихъ, паче людемъ, нежели священническимъ и приближающимся. Ю Сего ради священныхъ чиноначалія, причащатися имъ священно пола¬
гаетъ8 божественныхъ, иныхъ9, рекше внутреннѣишимъ, ихъ припаденіе таинствъ, но чтобы онѣ преподаваемы имъ были другими, то есть тѣми, которые стоятъ
ближе ихъ ко внутренности святилища; ибо сіи, окружая таинственно Божественный
престолъ, видятъ предъ собою непокровенными Божественныя таинства, и съ благоговѣ¬
ніемъ исходя съ ними внѣ священныхъ завѣсъ, достойно показываютъ ихъ благопокор-
ливымъ Монахамъ, священному народу и проходящимъ степени очищенія,—таинства,
которыя до того времени сохранялись въ совершенной чистотѣ и цѣлости, доколѣ ты со
всею лютостію не устремился на нихъ и не принудилъ невольно открыть тебѣ Святое
Святыхъ. И послѣ сего смѣешь еще называть себя хранителемъ Святыни, когда и не
видалъ и не слыхалъ и не имѣешь ничего приличнаго ея служителямъ: ибо не знаешь
даже истиннаго смысла Писанія, ежедневно занимаясь спорами объ однихъ словахъ, ко
вреду слушателей? Естьли бы кто принялъ начальство надъ народомъ безъ царскаго по-
велѣнія, то не понесъ ли бы справедливаго наказанія. Такъ же, естьли бы кто изъ пред¬
стоящихъ подданныхъ дерзнулъ прерѣкать Государю, оправдывающему кого либо или
осуждающему, не говорю уже, естьли бы кто сталъ презирать и попирать власть его? А
ты толи кую дерзость оказалъ въ томъ, что принадлежитъ кроткому и благому Богу, и
установленному Имъ священно начальству I Сіе должно было бы сказать и тогда, естьли
бы кто только что не по своему достоинству, однакожъ должное, по видимому, дѣлалъ:
ибо до сего никто не допускается. Что неприличнаго сдѣлалъ Озія, когда воскурилъ
ѳиміамъ предъ Богомъ (2 Пар. 26, 19)? Что Саулъ, принося жертву (1 Пар. 13, 10.
16, 12)? Что лютые демоны, прознавая Іисуса истиннымъ Богомъ (Марк. 3,11)? Однакожъ
словомъ Божіимъ осуждается всякъ, кто дѣлаетъ то, что ему не принадлежитъ (1 Кор·
14, 23): всякъ долженъ пребывать въ чинѣ своего служенія (Лев. 16, 2); во Святая
Святыхъ одинъ только Первосвященникъ могъ входить, однажды въ годъ, и притомъ
со всею чистотою, какой только законъ требовалъ отъ Первосвященника (Евр. 9, 7).
Священники покрываютъ Святилище, а Левитамъ возбраняется и прикоснуться къ оному,
чтобъ не умереть. Разгнѣвался яростію Господь на Озію за его дерзость (2 Пар. 26, 19)
и Маріамъ, когда хотѣла давать законы законодателю, поражена проказою (Числ. 12,10);
на сыновъ Скевы ринулись демоны (Дѣян. 19, 14). Говорится также: Не посылахъ Про¬
роки, а они течаху; не глаголахъ къ нимъ, а тіи пророчествоваху (Іер. 23, 21). И еще:
Беззаконникъ жряй ми тельца, яко убиваяй пса (Исаія 66, 3). Короче сказать: совер¬
шенная правда Божія не терпитъ нарушителей закона. Естьли сіи говорятъ: Твоимъ
именемъ силы многи сотворихомъ. Господь отвѣтствуетъ: Николи же зналъ васъ; отъ-
идите отъ Жене вси дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. 7, 22, 23). То есть не должно, какъ 1 Пг. суть священный.—Тл. судъ священные же. 2 А. лѣтъ. 3 Ар. П. Дг. Тд.
А. навыкнуеми.—Пг. навыкнуемп же. 1 Ар. Пг. А. Тл. неже.—П. ниже. 5 П. неосвя¬
щенныхъ образы.—А. неосвященный образы.—Тл. неосвященны образы. 6 Тл. ибо не
простѣхъ. 7 П. еже инемъ.—Тл. А. еже и енемъ. 8 А. полагаютъ въ. 9 А. и иныхъ. Библиотека "Руниверс1