Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
КЪ КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМУ. 78 стива судившии конецъ, || Изыщи2, реклъ еси священнику, съ подобными л. 163 об.
и воскочилъ еси не сущуъ праведно съ неходимымъ, и святая святыхъ
скуталъ еси, и пишеши къ4 намъ, яко хотящаго растлите священная про-
мыслительнѣ снабдѣхъ5, и ещев что сохраняя. Ныне убо слыши нашихъ:
нѣсть праведна священника, отбѣже отъ тебя служитель или вкупочинныхъ 5
тебѣ рабъ виновна творятъ, аще и не чествовати въ божественная мнится7,
и аще ино отреченныхъ обличится содѣявъ. Аще убо неудобрене и бес-
чинне божественнѣйшихъ есть и предѣлъ и уставъ, изшествія8 не имать,
славы ради благопреданныя разрушиши9 чинъ. Не бо въ себѣ Богъ раз-
дѣлися, како бо станетъ царьствіе его? И аще Божіи есть, яко жъ сло- Ю
веса глаголютъ, судъ, священнѣ же вѣстницы, и пророцы по священнона- Христіанское чтеніе, 1826, ч. XIX («Св. Діонисія Ареопагита письма къ разнымъ
лицамъ. 7-е (письмо) къ монаху Демофилу, (о своеволіи и кротости)». Стр. 248—256);
«Демофила же, и всякаго, кто ненавидитъ добрыхъ, справедливо укоряетъ, но вмѣстѣ и
научаетъ добру, чтобы онъ исправился; ибо какъ можно, говорить Онъ, доброму не
радоваться о спасеніи погибшихъ, объ оживленіи умершихъ? И по истинѣ, лишь бы кто
только обратился отъ заблужденія, Онъ тотчасъ подъемлетъ его на рамена свои, и бла¬
гихъ Ангеловъ возбуждаетъ къ радости, благотворитъ и неблагодарнымъ, солнце свое
сіяетъ на злыхъ и добрыхъ (Матѳ, б, 15) и самую Душу свою полагаетъ за удаляющихся
отъ Него. (Іоан. 10, 11). А ты, какъ видно изъ твоего письма, уже повергшагося предъ
Священникомъ, нечестиваго и грѣшника, какъ ты его называешь, не знаю, по какому
праву пришедши своими руками извлекъ вонъ: потомъ, когда онъ умолялъ тебя и при¬
знавался, что онъ пришелъ для уврачеванія своихъ золъ, ты не только сего не уважилъ,
но еще дерзнулъ надъ добрымъ Священникомъ ругаться, который принялъ благосклонно
сего кающагося и оправдалъ сего грѣшника: наконецъ принудивъ и Священника вытти,
ты съ подобными себѣ вторгся, въ противность закону въ святилище и осквернилъ Свя¬
тая Святыхъ: а пишешь къ намъ, что своимъ стараніемъ сохранилъ Святое отъ угро¬
жающаго оному оскверненія и доселѣ хранишь въ цѣлости. И такъ теперь послушай
словъ нашихъ: служителямъ Церкви и высшимъ тебя, тѣмъ менѣе Монахамъ равнаго съ
тобою чина порицать Священника не слѣдуетъ, хотя бы казалось, что онъ недостойно
приступаетъ къ Божественнымъ тайнамъ, или хотя бы очевидно онъ дѣлалъ что нибудь
запрещенное. Ибо естьли вообще нарушеніе устройства и порядка есть преступленіе
Божественныхъ и законовъ и поставленій: то не можно почитать дѣломъ во славу Божію
испроверженіе порядка, самимъ же Богомъ установленнаго. Ибо Богъ самъ въ себѣ не
раздѣляется;—иначе какъ устоитъ царство Его (Матѳ. 12, 25)? И естьли Богъ, по сло¬
вамъ Писанія, есть судія (Исаія 30, 18. Рим. 2, 16), а Священники Ангелы (Малах. 2, 7)
и, послѣ Архіереевъ, истолкователи Божественныхъ его судовъ: то отъ нихъ ты, чрезъ
посредство Діаконовъ, въ пристойное время долженъ учиться Божественнымъ истинамъ,
такъ какъ чрезъ нихъ же удостоился быть и Монахомъ. Не то же ли внушаетъ намъ
смыслъ священныхъ про образованій? Ибо Святое Святыхъ не отъ всѣхъ равно удалено:
особенно близокъ къ нему чинъ Первосвященниковъ, потомъ разрядъ Священниковъ, а
затѣмъ слѣдуютъ Діаконы; чинамъ же Монашескимъ назначены мѣста у вратъ Олтаря,
у которыхъ они и посвящаются и стоятъ не для охраненія ихъ, но для того, чтобы
знали, что они по чину своему ближе къ народу, нежели къ Священникамъ. По сему
чиноположеніе Церковное повелѣваетъ, чтобы они не сами пріобщались Божественныхъ 1 Пг. П. Тл. судившу. 2 Ар. избыта.—Пг. И. Тл. А. изыти. 2 Тл. на судищи.—
А. не сущи.—П. на сущи. *· А. къ юътъ. 5 А. снабдѣлъ. 6 Пг. и аще. 7 Ар. мисся.—
Тл. А. мнится. 8 Тл. А. изшествіе. 9 Ар. разрушищи—П. разрешапга. Библиотека "Руниверс1