Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 71 пострада, очистивъ кровію своего Завѣта Новагов. Та же и1 Христосъ
рече во евангеліи: «Вы убо не нарицаитеся2 наставницы, единъ бо есть на¬
ставникъ вашъ, Христосъ»6. Мы убо, христіяне, знаемъ предстателя три¬
численна3 Божество, въ неже* познаніе приведени быхомъ Исусъ Хри-
5 стомъ Богомъ нашимъ, тако же заступницу христіянскую, сподоблыпуся5 Халдейская астрономія п наука предсказывать судьбу по дню рожденія, наука сли¬
чающая нашу участь съ движеніемъ небесныхъ свѣтилъ, которыя не могутъ знать о
себѣ самихъ, что они такое, пли чѣмъ будутъ. Здѣсь не оргіи Ѳракіянъ, отъ которыхъ,
какъ говорятъ, ведетъ начало слово: то #ртг]а‘А£бЕ!ѵ, то-есть богослуженіе; не обряды и
таинства Орфея, мудрости котораго столько дивились Бллины, что и о лирѣ его вы¬
думали баснь, будто бы она все увлекаетъ своими звуками; не справедливыя истязанія,
положенныя Миѳрою для тѣхъ, которые рѣшаются приступить къ таковымъ таин¬
ствамъ; не растерзаніе Озириса (другое бѣдствіе чтимое Египтянами) не несчастныя при¬
ключенія Изиды; не козлы почтеннѣйшіе Мендезіянъ; не ясли Аипса—тельца, лакомо
откармливаемаго по простодушію жителей Мемфиса. Здѣсь не то, чѣмъ въ своихъ че¬
ствованіяхъ оскорбляютъ они Нилъ, какъ сами воспѣваютъ, плодоносный и доброклас-
ный, измѣряющій благоденствіе жителей лактями. Не буду говорить о чествованіи пре¬
смыкающихся и гадовъ, о расточительности на срамныя дѣла, такъ что для каждаго
гада были какой-нибудь особенный обрядъ и особое таинство; хотя общимъ во всѣхъ
видахъ одно—злосчастное положеніе кланяющихся. И если бы имъ надлежало сдѣлаться
совершенными нечестивцами, вовсе отпасть отъ славы Божіей, предавшись идоламъ, про¬
изведеніямъ искусства и дѣламъ рукъ человѣческихъ; то благоразумный не пожелалъ бы
бы имъ ничего иного, какъ имѣть такіе предметы чествованія, и такъ ихъ чествовать,
чтобы, какъ говоритъ Апостолъ, возмездіе, еже подобаше прелести ихъ, воспріяти (Рпм-
лян. 1, 27) въ томъ, чтб они чтутъ, не столько чествуя чтимое, сколько безчестя имъ
себя, содѣлавпшсь мерзкими по своему заблужденію, а еще мерзостнѣйшими по ничтож¬
ности того, чему кланяются и что чтутъ, и чтобы стать безчувственнѣе самыхъ чтимыхъ
предметовъ, столько превосходя ихъ безуміемъ, сколько предметы поклоненія превы¬
шаютъ ихъ ничтожностію. Итакъ пусть всѣмъ этитъ забавляются дѣти еллинскіе и демоны, которые доводятъ
ихъ до безумія, присвояя себѣ Божію честь, и дѣлятъ ихъ между собою, внушая имъ
тѣ пли другія срамныя мнѣнія и понятія. Ибо демоны съ того времени, какъ древомъ
познанія, изъ котораго не во-время и не кстати сдѣлано употребленіе, удалены мы отъ
древа жизни, стали нападать на насъ, какъ уже на слабѣйшихъ, похитивъ у насъ вла-
дычественный умъ и отворивъ дверь страстямъ. Они, будучи, или, вѣрнѣе сказать, по
собственной злобѣ сдѣлавшись естествомъ завистливымъ и человѣконенавистнымъ, не по¬
терпѣли, чтобы дольніе сподобились горняго чина, когда сами они низпали свыше на
землю, и чтобы произошло такое перемѣщеніе въ славѣ и первичныхъ природахъ
Отсюда гоненіе на тварь Божію! Отсего поруганъ образъ Божій! И поелику не разсу¬
дили мы соблюсти заповѣдь; то преданы самозаконію прельщенія. И поелику заблуди¬
лись; то обезчестили себя тѣмъ самымъ, чему воздавали почтеніе. Ибо не то одно
ужасно, что сотворенные на дѣла благія, чтобъ славить и хвалить Сотворшаго, и
сколько возможно, подражать Богу, стали вмѣстилищемъ всякаго рода страстей, ко
вреду питаемыхъ и потребляющихъ внутренняго человѣка, но и то, что боговъ сдѣлали
покровителями страстямъ, чтобы грѣхъ признаваемъ былъ не только не подлежащимъ
отвѣтственности, но даже божественнымъ, имѣя для себя прибѣжищемъ сильную за¬
щиту—самые предметы поклоненія. 1 А. и нѣтъ. 2 П. не нарпцаетеся. * Тл. А. П. трпчпеленно. 4 Ар. П. Пг. Тл.
А. въ неи же. 5 Тл. А. сподоблыпуюся. * Евреямъ, VIII, Г, X, 20: IX, 14; XII, 24; Ефес. V, 26—26. 6 Матѳ., XXIII, 10. Библиотека "Руниверс1