Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
КЪ КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМу. 70 добляяся по своему хотѣнію, тлѣнныхъ человѣкъ сыея предстатели нари-
цатп, подерзая1 славы не трепещахуся. || Яко же бо2 Еллини подобно сво- д. 158·
имъ отрастемъ Боги почитаху, тако же и ты, подобно своей измѣне, из¬
мѣнниковъ похваляеши; яко же убо онемъ3 страсть прикровенна Богомъ
почитаема, тако же убо и ваша измѣна покрываема равно правде причи- 5
таема4. Мы же убо, христіяне, вѣруемъ въ Троицѣ славимаго Бога нашего
Исуса Христа, яко же рече апостолъ Павелъ: Имамы бо Нову Завѣту хода¬
тая Христа, иже седе одесную престола величествія на высокихъ, иже,
открывъ завѣсу плоти нашей, всегда проповѣдуетъ о насъ, о пхже волею και τοΐς πάθεσι θύραν άνοίξαντες. Οο γάρ έφερον, φύσις δντες φθονερά και μισάνθρωπος, μάλλον
δε διά την εαυτών κακίαν γενόμενοι, τούς κάτω των άνω τυχεΐν, αυτοί πεσόντες επί γης άνωθεν,
ούδέ τοσαύτην μετάστασιν γενέσθαι τής δόξης, και των πρώτων φύσεων. Τοΰτό έστιν ο διωγμός
του πλάσματος* διά τούτο ή είκών του Θεοΰ καθυβρίσθη* και καθώς ούκ έδοκιμάσαμεν φυλάξαι τήν
εντολήν, παρεδόθημεν τή αυτονομία τής πλάνης* καί καθώς έπλανήθημεν, ήτιμάσθημεν εν οις
έσεβάσθημεν. Ού γάρ τούτο μόνον δεινόν, τό πεποιημένους επ* άγαθοΐς έργοις, εις δόξαν καί έπαινον
του πεποιηκότος, καί Θεοΰ μίμησιν, δσον εφικτόν, όρμητήριον γενέσθαι παντοίων παθών, βοσκομένων
κακώς καί δαπανώντων τον εντός άνθρωπον* άλλα τό καί θεούς στήσασθαι συνηγόρους τοΐς πάθεσιν,
ΐ'να μη μόνον άνεύθυνον τό άμαρτάνειν, άλλα καί θειον νομίζητοι, εις τοιαύτην καταφευγον απολογίαν*
τά προσκυνούμενα». «Творенія св. отцовъ, въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной
Академіи. Томъ III. Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, архі¬
епископа Константинопольскаго. Часть III». М. 1844. Стр. 254—258: «Здѣсь (скажу, хотя язычникамъ не понравится сіе) не рожденіе п сокрытіе Дія—
Критскаго властелина; не клики, и военныя рукоплесканія и пляски Куретовъ, заглу¬
шающія голосъ плачущаго бога, чтобы не услышалъ отецъ - чадоненавпстнпкъ; потому
что опасно было плакать, какъ младенцу, кто проглощенъ былъ какъ камень. Здѣсь не
искаженія Фригіянъ, не свирѣли и Корибанты, не тѣ неистовства, какія въ честь Реи,
матери боговъ, совершаемы были п посвящающими и посвящаемыми (что и прилично
матери такпхъ боговъ). У насъ не дѣва какая-нибудь похищается, не Дпмитра стран¬
ствуетъ, вводитъ къ себѣ какихъ-нибудь Келеевъ, Триптолемовъ и драконовъ, и то
дѣйствуетъ, то страждетъ. Стыжусь выставлять на свѣтъ ночные ихъ обряды, и студ-
ныя дѣла обращать въ таинство. Это знаютъ Елевзисъ и зрители того, что предается
молчанію, и дѣйствительно достойно молчанія. Здѣсь не Діонисъ, не бедро рождаетъ не¬
доношенный плодъ, какъ прежде голова произвела нѣчто другое, не богъ андрогинъ, не
толпа пьяныхъ, не изнѣженное войско, не безуміе Ѳивянъ чтущихъ Діониса, не покло¬
неніе перуну Семелы; не блудныя таинства Афродиты, которая, какъ сами говорятъ, и
рождена и чествуется срамно, не какіе-нибудь Фаллы и. Иѳпфаллы, гнусные и видомъ и
дѣлами; не умерщвленіе чужестранцевъ у Тавровъ; не обагряющая жертвенникъ кровь
Лакедемонскихъ юношей, сѣкущихъ себя бичами, и въ семъ одномъ не кстати оказы¬
вающихъ мужество, въ честь богинѣ и притомъ дѣвѣ; потому что они и нѣгу чтили и
неустрашимость уважали. Куда же отнесешь приготовленіе въ снѣдь Пелопса для уго¬
щенія голодныхъ боговъ,—страннопріимство отвратительное и безчеловѣчное? Куда от¬
несешь страшные и мрачные призраки Гекаты, Трофоніевы изъ-подъ земли обманы и
предсказанія, пли пустословіе Додонскаго дуба, пли обоюдныя прорицанія Дельфійскаго
треножника, пли даръ предвѣдѣнія сообщающія воды Кастальскаго источника? Одного
только не предсказали они, а именно, что сами приведены будутъ въ молчаніе. Здѣсь не
жреческое искусство маговъ, и угадываніе будущаго по разсѣченнымъ жертвамъ; не 1 П. подерза и. 2 А. убо. 5 Ар. Тл. П. Пг. о онемъ.—А. онѣмъ. 4 И. по¬
читаема. Библиотека "Руниверс1