Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 53 браша убо себѣ царя отъ Латвійскаго отъ внутреннѣшпа Фригія; и тако убо
во многихъ странахъ Италійскихъ поставиша собѣ краля и князя, власто-
держца и мѣстоблюстителя. И яко же Настрія, и Испанія, и Долматія, и
Ѳронцуги, и вышній Немецкіи языкъ, и Поляки, и Литаоны, и Готѳы, и
5 Влахи и Мутьяны, тако же и Сербомъ и Болгаромъ, у себя власть держится,
л. 140 поставившимъ и отъ Греческого царьствія отторгшеся; || и отъ сего Грече¬
скому царьствію злѣ къ раззоренію приходяіцу; во царьство же Михаила
и Ѳеодоры царицы благочестивыхъ, Божіи градъ Іеросалимъ и Палестин¬
скую землю и страны Ѳиническія и Персы изобладаша; царьствующими
Ю грады отвсюду во утесненіи велицѣ начата пребывати, и отвсюду частыми
нахожденіи и браньми и ратьми часто колеблющеся, епархомъ и сигклиту
всему не престающе отъ всего своего злаго перваго обычая никако же,
осе лице разорити царьства помыслъ полагающе. Тако же и вы, сему по¬
добно, своимъ злобѣснымъ хотѣніемъ, выше мѣры, славы и чести и богат-
15 ства, къ разоренію христіанскому, желающе1! Та же убо отселе Грекомъ
во многихъ странахъ дани взимаху; потомъ же, нестроенія ради, а не Бога
ради, подобно и вашему злолукавому злому совѣту, сами дани даяти начата,
и тако убо царьствующему граду во обтесненіи велицѣ пребывающе, даже
до царьства Алексѣя, нарицаемаго Дуки Мурцуѳла, при немже взятъ бысть
20 царьствуюіци градъ отъ Ѳрягъ и плѣненъ бысть зельнѣишимъ плене-
л. 140 об. ніемъ; и тако убо||все благолѣпіе2 и красота Греческіе власти погибе. По¬
томъ же Михаилъ первый Палеологъ изгна Латини изъ царьствующаго града,
и паки убожество царьства воздвигъ, и даже до лѣтъ царя Констянтина,
нарицаемого Дрогмасъ, при немже, грѣхъ ради нашихъ, народа христіан-
25 скаго, безбожный Магметъ Греческую власть погаси, и, яко же вѣтръ и
буря зельна, вся безъ вести сотвори. Смотри же убо се и разумѣй, каково правленіе составляется въ раз¬
ныхъ началехъ и властехъ; и понеже убо тамо быша царіе послушны епар¬
хомъ и сигклитомъ, и въ какову погибель пріидоша. Сія ли убо намъ со-
зо вѣтуеши, еже къ таковой погибели пріити? И се ли убо благочестіе, еже
не строити царства, и злодѣиственныхъ человѣкъ не взустити и къ разо¬
ренію иноплеменныхъ подати? Или речеши ми, яко святительская поученія
тако примаху3? И благо, и прикладно! Иное же свою душу спасти, иное же
многими душами и тѣлесами пещися: ино убо есть постническое пребываніе,
35 ино же во общемъ житіи сожитіе, ино же святительская власть, ино же цар-
л. 141 ское правленіе. ПостниЦческое убо правленіе—подобно быти агнцу непро-
тивну ничесому же, или яко птице, иже не сѣявшу, ни жнущу, ни въ жит¬
ницу собирающу; во общемъ же житіи, аще и мира отрекшися, но обаче
строенія и попеченія имѣютъ, та же и наказанія; аще ли же сего невнима-
40 теліе а будутъ, то общее житіе разорится; святительская власть требуетъ
зельнаго запрещенія языкомъ, по благословеннѣй же въ неи ярости, и 1 Ар. П. Пг. Тл. желающу.—А. желающе. 2 Ар. благолѣпне.—П. Пг. благолѣпіе.
3 Пг. А. Тл. пріпмаху.
а Такъ. Библиотека "Руниверс1