Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
365 ОТВѢТЪ о правой вѣріи. 366 Димасъ, папа Римскій, Григореи Бо¬
гословъ, Григореи Нискіи, и иныя1
великія святители отъ конецъ вселен¬
ныя снидошася въ Костянтинградъ,
6 и многая отъ нихъ апостольскими да¬
рованіи и чюдесы удобренны и муче¬
ническими страданіи украшенны. И сего
безбожнаго Макидонія священными
л. 231 словесы побѣдита и отъ престола из-
10 вергоша, и Духа || Святаго равна Отцу
и Сыну проповѣдаша, а не созданна
и силу нѣкую выше ангелъ, яко же
Македоніи блядословяше, и во святомъ
символѣ того ради богословія о Дусѣ
15 Святомъ прибавивъ: «и въ Духа Свя¬
таго, Господа и животворящаго, отъ
Отца исходящаго», а не отъ Сына,
яко же Ѳармосъ и вы, послѣдующе
ему, ново глаголете. Тщаніе тогда все
20 бысть апостоловиднымъ святымъ и
споръ съ Макидоніемъ и со едино-
мысленики его о самой ипостаси Свя¬
таго Духа и о присносущномъ Его отъ
Отца исхоженіи, а не о изліяніи и по-
25 сыланіи Духа. Калуръ же вашъ отъ
Галатъ пришедши съ премудрецы сво¬
ими и Ѳармосъ папяа прельстишася, по-
добяся Макидонію, и явно новоприло-
живъ ко древнему богословію во свя-
30 томъ символѣ: Духа Святаго и отъ
Сына глаголетъ исходити, и, на послу-
шество емлючи, развращеннѣ толкуютъ
евангельскіе словеса, яко Христосъ
рече глагола посылати Духа, и апо-
35 столъ Петръ рече изліятися Христу
л. 231 об. Духа, пріимъ отъ Отца6. || И сего ради
глаголютъ, яко отъ Сына Духу исхо¬
дити, не умѣюще разсудити, паче же
не хотяще, яко во святомъ символе о совершенну ѵпостати* Духа богословъ-
ленно, а се о дарованіи реченно. И вмѣ¬
сто ѵпостаси дарованіе полагаютъ, хотя¬
ще упрямство свое поставити и,филокия·
мами Аюистотельскими изостря .язывд», 5
на древнѣе богословіе вооружаются. а еже реклъ еси, яко «азъ, рече,
не вѣмъ, кое истинна: много о томъ
споръ межъ вами и нами; но папа и
Люторъ такъ глаголютъ, яко же мы Ю
держими; а научимся на небеси и узримъ,
что есть истинна», и се отвѣтъ, пре¬
мудрый Иване, не твоего ц&зума, ко
отвѣщанію истинны недоуменія по¬
лонъ: нѣсть оо кому мощно обрѣсти 15
на небеси, имѣюще догматы богосло¬
вія разтлѣнны. Самъ бо || громогласный л. 232
Павелъ рече: обручихъ вы дѣву чи-
сту Христу, не имѣюще скверны и по¬
року ", сиречь церковь Божію, не токмо 20
имуще благочестіе догматы, но и жи¬
тіе право и непорочно и вере подобно.
Такова убо церковь и таковую благо¬
честія чистотою оболченна обрѣтаетца
на небесѣ, а уклоняющихся въ раз- 26
вращенная поведетъ Господь со тво¬
рящими безаконіе. Рече псалмопѣвецъ
и царь Давидъ: и инъ возметца не¬
честивый и да не видитъ славы Гос¬
подня11. Не слышилъ ли еси въ Вет- во
хомъ самого Бога крѣпце Моисѣю за-
повѣдающе о первомъ законе и о соз¬
даніи скиніи: сохрани ми, рече, рѣчь
сію невреднуд, сіирѣчь не дерзни што
приложитп къ неи или отняти. Тако же 35
и Павелъ божественный къ Галатомъ
писалъ о нѣкоихъ, прельщающихся отъ
законныхъ и отъ соблюденіи дніи: «аще
речемъ мы или ангелъ благовѣститъ 1 Въ рук.: инныя. * Такъ. 6 Дѣян., П, 33. 1 2 Корине., ХІ,2;Ефес., Ѵ,27. г Псал., XXXVI, 28; ІіХѴІІІ, 24. * Исходъ, XII, 24. Библиотека "Руниверс1