Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
139 УБОГАГО АНДРЕЯ КУРБСКАГО. 140 неистовниче, не вѣсь1, яковые силы
преподобіе маетъ2; имя себѣ толико
преподобія3 привлачаешь, а что само
достоитъ, не разумѣешь. Никто же || 5 можетъ преблагословеннеише 4 быти,
который есть всесовершенъ въ себѣ,
и яже въ себѣ единомъ вся своя по¬
лагаетъ. А коему, надѣялся5, разумъ
и мышленіе виситъ счастья6, тому
ю никто7 же быти можетъ извѣстного,
ничесо же твердаго, что бы вѣдомо
мѣлъ, а ни чединого дня воистинну.
Тому ты человѣку грози смертей, або
изгнанеи прещеньми, если которого бу-
іб дешь таковаго обрящешь. А мнѣ что
ни буди прилучитца въ томъ неблаго¬
дарномъ отечествѣ, ни отмовляющему
воистинну прилучитися8, не токмо воз¬
браняющему. А на что итруждахся, то9
20 что дѣлалъ, або въ чемъ бодрствовали
труды и мышленія моя, аще воистин¬
ну ничесо же породилъ таковаго,
ничесо же постигохъ, да на томъ
престоле былъ бы, которого о ни сча-
26 стья упрямства, а ни недруговъ не¬
правда не поколеблетъ10. Смерть ли
мнѣ грозитъ? Иже бы емъ воистинну
отъ людей! Або изгнаніе? Да отъ злыхъ
отшествіе будетъ ми! Смерть страшна
30 есть тѣмъ, ихже со животомъ всѣ угасаютъ, а не тѣмъ, которымъ слава
умрети не можетъ; а изгнаніе есть
страшно тѣмъ, имже яко бы описано
есть мѣсто обиталища, а не тѣмъ, || л. 186 об.
которые всея11 земли округа мѣсто б
едино мнятъ. Тебѣ окаянство, тебѣ
изчезновеніе давятъ, все, аже тебѣ
блаженного, яже тебя дветущаго мнишь. Твоя похоти тебя торгаютъ 12: ты днемъ
и ночью мучишися^3; ему же не до- 10
вольно есть, что есть, .и то самое, что
маешь, боишися, иже бы не долго бы¬
ло; тебя совести щиплютъ злостей
твоихъ; тебя страхи страшатъ судовъ,
законовъ14: куды ни буди возрищь3, 16
якобы гроз'ательницы, такъ твои тебя
окружаютъ неправды, аже15 тебѣ они
отдохнути допущаютъ. Того ради, яко 16
злому и глупому и гнусному17, никому
же добръ быти можетъ, такъ добрый 20
мужъ, мудрый и храбрый, убогій бы¬
ти не можетъ. А ни коего преподо¬
бія 18 и обычаи похвальный суть, того
бы житіе не похвально было: воистин¬
ну аки блюстися житія потребно19, 26
яже похвально. А потреба блюстися30,
аще бы былъ окаянный. Того ради,
что ни есть похвально, то и благо¬
словенно, и цветуще, и возжелѣнно 21
быти подобаетъ. 1 Т. не вешъ. 2 Т. на полѣ: доброту имѣете. s Т. на полѣ: добродетсль. 4 Т.
преблагословеннеишіп. 5 Т. наявся. 6 Т. на полѣ: случая или притчи. 7 Т. ничесо. 8 Т.
на полѣ: случитись. 9 Т. або что.—П. албо что. 10 II. не поколѣбаетъ. 11 Т. на полѣ:
во. 12 Пг. торгуютъ. 13 Пг. ыучпшася. 14 Т. и законовъ. 15 Т. яже. 16 Пг. яко нѣтъ.
17*Т. на полѣ', ленивому. 18 Т. преподобіе. 19 Т. потреба. 20 Т. на полѣ·, боятися. 21 Т.
на полѣ: и желанно. sit futurum, times. Te conscientiae stimulant maleficiorum tuorum: te metus ехапі(л. 6)mat
indiciorum atque legum, quocunque aspexisti, ut furiae, sic tuae tibi occurunt iniuriae, quae
te suspirare non sinunt. Quamobrem ut improbo et stulto, et inerti nemini bene esse potest,
sic bonus vir et sapiens et fortis miser esse non potest. Nec vero cuius virtus moresque
laudandi sunt, eins non laudanda vita est: neque porro fugienda vita est, quae laudanda est:
esset autem fugienda, si esset misera. Quamobrem quicquid est laudabile, idem et beatum, et
florens, et expetendum videri potest. a Такъ. Библиотека "Руниверс1