Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 111 ніемъ и исповѣданіемъ трикратно отверженіе исцѣли. Или ни скончавпи -
гося пріемлеши кровію,—есть бо и се твоя неразумія,—ни въ Коринѳе без-
законновавшаго? Павель и любовь утвердивъ, имже исправленіе видѣ, и
почто, окаянне, вящшею печалію погрузится таковыи о тяготѣ безчисліемъ
5 запрещеніи. Не юннымъ ли вдовицамъ посягати возраста ради, удобь пле-
нимаго? Павелъ се дерзну, емуже ты являешися учитель, яко ни четвертое
небо дошедъ и другій и недовѣдомыхъ1 слышавъ* и болшіи кругъ проповѣ-
даніемъ прошедъ. «Но не по крещеніи».—Сія реченное указаніе или по¬
кажи или не осуждай. Аще ли отреченно, да удолѣетъ человѣколюбное. И
Ю кими законова того человѣканенавидства, иже лихоимство убо не пресече
второе идолослуженіе, блудъ же тако горько осуди, яко безъ тѣла и без-
л. 720 об. плотенъ» ||. Пророкъ же Давидъ рече: «Еретику же рече Богъ: «вскую ты повѣ¬
давши оправданія моя и воспріемлеши завѣтъ мои усты твоими? Ты же
15 возненавидѣ наказанія и отверже словеса моя вспять. Аще видиши татя,
течаше съ нимъ и прелюбодѣемъ участіе свое полагаше6». Прелюбодѣи же понесе болѣзни (Матѳ. 8, 17), Который не къ праведникамъ пришелъ, но къ грѣшни¬
камъ, призвать ихъ на покаяніе, Который хочетъ милости, а не жертвы (Матѳ. 9, 13).
прощаетъ грѣхи до семьдесятъ кратъ седмерицею (Матѳ. 18, 22)? Какъ блаженна была
бы твоя высокость, если бы она была чистота, а не надменность, дающая законы неис¬
полнимые для человѣка, а исправленіе оканчивающая отчаяніемъ! Равно худы—и отпу¬
щеніе грѣховъ не исправляющее, п осужденіе не знающее пощады; первое совершенно
ослабляетъ узду, а послѣднее чрезмѣрнымъ напряженіемъ душитъ. Докажи мнѣ свою
чистоту, и я одобрю твою жестокость. А теперь опасаюсь, не потому ли доказываешь
неисцѣльность, что самъ покрытъ весь ранами. Ужели не примешь и Давида кающагося,
въ которомъ покаяніе сохранило и даръ пророческій?—или великаго Петра, который
испыталъ на себѣ нѣчто человѣческое при спасительномъ страданіи? Но его принялъ
Іисусъ, и троекратнымъ вопрошеніемъ и исповѣданіемъ уврачевалъ троекратное отре¬
ченіе. Ужели не примешь и крестившагося кросію (и до того прострется твое высоко-
уміе!), или Коринѳскаго беззаконника? Но Павелъ утвердилъ и любовь (2 Кор. 2, 8),
когда увидѣлъ исправленіе, и причину представилъ, да не многою скорбію пожертъ бу¬
детъ таковый (2 Кор. 2, 7), обремененный чрезмѣрностію наказанія. Ты не позволяешь молодымъ вдовамъ выходить замужъ, не смотря на поползно-
венность возраста? Но Навелъ отважился на сіе; а ты вѣрно его учитель, какъ восхо¬
дившій до четвертаго неба, въ иныЙ рай, слышавшій глаголы еще болѣе неизреченные,
объявшій еще большій кругъ Евангеліемъ! «Но Павелъ дозволялъ сіе не послѣ кре¬
щенія»: какое на то доказательство? Или докажи, или не осуждай. Если же дѣло сомни¬
тельно; пусть препобѣдитъ человѣколюбіе. Но говорятъ, что Новатъ не принималъ тѣхъ, которые пали во время гоненія.
Что жъ изъ сего? Если нераскаявшихся; справедливо. И я не принимаю такихъ, которые
или непреклонны, или не довольно смягчаются, и не вознаграждаютъ за худое дѣло
исправленіемъ. Когда и приму; назначаю имъ приличное мѣсто. А если Новатъ не при¬
нималъ истекшихъ слезами; не стану ему подражать. И что мнѣ за законъ человѣко¬
ненавистничество Новата, который не наказывалъ любостяжанія—втораго идолослуженія,
и блудъ осуждалъ такъ строго, какъ безплотный и безтѣлесный?» 1 А. невѣдомы. * Ср. 2 Корине., XII, 2, 4. * Псм., ХЫХ, 16—18. Библиотека "Руниверс1