Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
КЪ КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМУ. 110 «Азъ убо человѣкъ быти поведу ти животно премѣнно и тлѣнно естество
и пріемлю, се бо добро и поклоняюся давшему, пнемъ предаю и праведно
нося милости, милостивъ бо и самъ ся немощію обложенъ. Яко и се въ
мѣре измѣрю ся. Ты же что глаголеши, что законополагаеши? О новый
ѳарисею и чистый1 званіемъ, а не волею, и даша намъ навѣтоа, еже немощію 5
не пріемлеши и покаянія не даеши ли! Слезъ да не имыи такому суду впа¬
деніи. Не стыдиши ли ся, еже Исусу человѣколюбцу, немощи наша пріемшу
и недуги понесша, не праведники пришедшу2 призвати, но грѣшныя на по¬
каяніе, милостивъ хотящему паче неже3 жертвы, седмьдесятъ седмерицею
оставляюіцу прегрѣшенія. Яко же блаженна ти есть высота, Ц аще чистота л. 720
бы была не гордость закону, а выше человѣка и рѣша нечаяніемъ испра¬
вленіемъ. подобно бо есть зло оставленное нецѣломудренно и зазрѣніе не¬
прощенно: ово убо всю оставите бразду, ово же крѣпко задавляти. Яви
ми чистоту, и пріемлю ти дерзость. Нынѣ же боюся, да не точію 4 гнои ми
внесше, въ неисцѣленіе. Ни Давида ли пріемлеши кающася, емуже про- 15
рочески даръ5 покаяніемъ соблюдени? Петра великаго, пострадавша нѣчто
человѣческой при спасенной страсти? Но и спріемлетъ, и трижды вопроше- Ούδέ Πέτρον τόν μέγαν ζαθόντα τι άνθρώζινον ζερί τό σωτήριον ζάθος; Ιησούς δέ έδέςατο, καί
τω τρισσω τής έρωτήσεως και τής ομολογίας, τό τρίσσον τής άρνήσεως έθεράζευσεν. Ή ουδέ τελειω-
θέντα δέχη δί αίματος; Έστι γάρ καί τοΰτο τής σής άζονοίας. Ουδέ τόν έν Κορίνθω ζαρανομή-
σαντα; Παύλος δέ καί άγάζην έκύρωσεν, έζειδή τήν διόρθωσιν είδε· καί τό αίτιον. "I ν α μ ή τ ή
ζερισσοτέρα λ ύ ζ η καταζοθή ό τοιουτος, βαρηθείς τή άμετρία τής έζιζλήξεως. Ουδέ
τάς νέας γαμίζεις χήρας, διά τό ήλικίας εύάλωτον; Παύλος δέ τοΰτο έτόλμησεν, ου συ δηλαδή διδάσ¬
καλος, ώς έζί τέταρτον ουρανόν φθάσας, καί άλλον ζαράδεισον, καί άζορρητοτόρων άκούσας ρημά¬
των, καί μείζονα κύκλον τω Ευαγγελία) ζεριλαβών. "Αλλ’ ού μετά τό βάζτισμα ταΰτα. Τίς ή άζόδειξίς; ή δειξον, ή μή κατάκρινε. Εί δέ άμφί-
βολον, νικάτω τό φιλάνθρωζον. Αλλά Ναυάτος, φησίν, ούκ έδέξατο τούς έν τω διωγμω ζαραζε-
σόντας. Τί τοΰτο; Εί μέν ού μεταγνόντας, δικαίως* ουδέ εγώ δέχομαι τούς, ή μή καμζτομένους, ή
μή άςίως, μηδέ άντισηκοΰντας τω κακω τήν διόρθωσιν καί όταν δέξωμαι, τήν ζροσήκουσαν αύτοΐς
άζονέμω χώραν. Εί δέ τούς έκτακέντας τοΐς δάκρυσιν, ού μιμήσομαι. Καί τίς μοι νόμος ή Ναυάτου
μισανθρωζία, ος ζλεονεξίαν μέν ούκ έκόλασε, τήν δευτέραν είδωλολατρείαν ζορνείαν δέ ουτω ζικρώς
κατεδίκασεν, ώς άσαρκος καί άσώματος;» «Творенія св. отцевъ, въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной
Академіи. Томъ III. Творенія иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, архі¬
епископа Константинопольскаго. Часть III». М. 1844. Стр. 268—270 (Изъ Слова 39-го, На
святые свѣты яв неній Господнихъ): «Признаюсь, что человѣкъ есть существо премѣнчивое и по природѣ непостоянное;
а потому съ готовностію принимаю сіе послѣднее крещеніе, покланяюсь Даровавшему
оное, и сообщаю его другимъ, и милостію искупаю себѣ милость. Ибо знаю, что самъ
обложенъ немощію (Евр. 5, 2), и какою мѣрою буду мѣрить, тою и мнѣ возмѣрится. Но
ты, что говоришь? какой даешь законъ, о новый фарисей, именемъ а не произволеніемъ
чистый, и внушающій намъ Новатовы правила, при той же немощи? Ты не принимаешь
покаянія? не даешь мѣста слезамъ? не плачешь слезно?—Да не будетъ къ тебѣ таковъ
и Судія! Ужели не трогаетъ тебя человѣколюбіе Іисуса, Который недуги наша пріятъ, и 1 А. честный. 2 Тл. приношу.—А. пришедшу. * А. же-не. 4 А. не точа. 5 Тл.
А. далъ. а Такъ. Библиотека "Руниверс1