Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ДАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 109 бо, а не мучитп подобаетъ невѣдущее, яко же и слѣпыя не мучимъ, но
и наставляемъ. Ты же1 возникнути на свѣтъ начинающему же, по лицу
бія, отринулъ еси и со многимъ студомъ приходящаго свирѣпо отгналъ
еси. Се уже яже много2 понуждася достойно, его же Христосъ Богъ, благъ
5 сыи по горахъ3 бирающаго* ищетъ и отбѣгающаго призываетъ, и обрѣт-
шеся едва на раму вземлетъ. И моляся на злѣ сице и о себѣ совѣтуемся. И
иже въ нужахъ именъ а иже бо обидѣти нѣкоторыхъ4 или сопротивно благо-
дѣиствовати начинающе, о немъ убо не всяко содѣявша, яко же хотя,
себѣ жьа злобу или благостыню совселивша или божественныхъ добродѣ-
Ю телеи или свирѣпыхъ исполненіи страсти будутъ, и сіи убо аггеломъ бла¬
гимъ спослѣдницы и спутницы и здѣ же и тамо во всемъ смиреніи и во
свободе всехъ злыхъ во присносущемъ вѣце блаженныя наслѣдуютъ по-
коища и зъ5 Богомъ присно будутъ, еже всѣхъ благихъ величайшее. Сіи
же отпадутъ божественнаго вкупѣ и своего смиренія и здѣ и по смерти
15 вкупѣ со свирѣпыми бѣси будутъ. Сего ради и намъ много тщаніе зъ Богомъ
благимъ быти и быти съ государемъ всегда, а не злымъ отъ праведнѣй¬
шаго соотлучатпся, яже по достоянію отъ своихъ претерпѣша, егоже азъ
всѣхъ паче 6 бояхся и моляся быти всехъ злыхъ непричастенъ Тѣмъ же
л. 719 об. и сіе тебѣ подобно есть, понеже учителскіи санъ восхищавши, || яко же
20 божественный апостолъ Павелъ пишетъ: «Се ты Іудеи именуешися, и почи¬
вавши на законѣ, и хвалишися о Бозѣ, и разумѣвши волю, искушавши
лучшаго, научаемъ отъ закона, надѣяжеся себя вожда быти слѣпымъ
свѣтъ сущимъ и во тмѣ наказатель безумнымъ, и учитель младенцемъ;
имяше образъ разума истиннѣ: въ законе научая бо иного, себѣ ли
26 не учиши? Проповѣдали не красть, крадеши; глаголяи не прелюбы тво-
рити, прелюбы твориши; скаредуя идолъ, святая крадеши. Иже въ за¬
коне хвалишися, преступленіемъ закона, Богу досаждавши. Имя Божіе
васъ ради хулится въ языцехъѴИ яко же рече божественный Григоріи8: 1 А. же и. 2 А. многа. 5 А. по горамъ. * А. нѣкоторыя. 5 А. зъ нѣтъ. 6 А.
паче нѣтъ. а Такъ. 6 Рпмлян., И, 17—24. в М^пе. Раігоіо^а graeca, ί. 36, р. 356—357. (Γρη_ γορίου του θεολόγου λόγος ι£\ Εις τά άγια Φώτα): €ΓΕγώ μέν ούν (άνθρωπος είναι γάρ ομολογώ, ζώον τρεπτόν καί ρευστής φύσεώς), και δέχο¬
μαι τούτο προθύρως, καί προσκυνώ τον δεδωκότα, και τοΐς άλλοις μεταδίδωμι, και προεισφέρω του
έλέου τον ελεον. Οιδα γάρ και αυτός ασθένειαν περικείμενος, καί ώς αν μετρήσω, μετρηθησόμένος.
Σύ δέ τί λέγεις, τί νομοθετείς, ώ νέε Φαρισαίε, και καθαρέ τήν προσηγορίαν, ού τήν προαίρεσιν,
καί φυσών ήμΐν τά Ναυάτου μετά τής αύτής ασθένειας; Ού δέχη μετάνοιαν; ού όίόως όδυρμοις χώραν;
ού δακρύεις δάκρυον; Μή σύ γε τοιούτου κριτοΰ τύχοις. Ούκ αίδή τό Ιησού φιλάνθρωπον, του τάς
άσθενείας ημών λαβόντος, καί τάς νόσους βαστάσαντος, τού μή όικαίοις έλθόντος, άλλ' άμαρτωλοις εις μετά¬
νοιαν, τοδ ελεον θέλοντος μάλλον ή θυσίαν, του έβδομηκοντάκις επτά συγχωροΰντος
τά αμαρτήματα; Ώς μακάριόν σου τό υψηλόν, εί καθαρότης ήν, αλλά μή τύφος, νομοθετών υπέρ άνθρω¬
πον, καί λύων τή άπογνώσει τήν έπανόρθωσιν. 'Ομοίως γάρ έστι κακόν, καί άνεσις άσωφρόνιστος, και
κατάγνωσις ασυγχώρητος* ή μέν δλην έφεΐσα τήν ήνίαν, ή δέ τώ σφοδρώ κατάγχουσα. Δεΐςόν μοι τήν
καθαρότητα, καί δέχομαι σου την θρασύτητα. Νυν δέ δέδοικα, μή βρύων έλκεσιν, είσάγης τό άνιά-
τρευτον. Ούδέ τόν Δαβίδ όέχη μετανοούντα, ω καί τό προφητικόν χάρισμα ή μετάνοια σονετήρησεν; Библиотека "Руниверс1