Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
ПОСЛАНІЕ ЦАРЯ ІОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА 107 хотѣнія и обидимо слово, и еже отъ Бога даннаго начала изгнанеи имѣя
въ себѣ нечестивое и неправедное и1 безчинное, и распря и неудобреніе.
Воздвижуще въ лѣпоту блаженный нашъ отъ Бога законоположникъ не
удостоятъ* церкви Божія предстоятельствовати, иже не у сего дому добре
б уже добре предстательствовавшаго, ибо иже врачунивыи себе и иного вра-
чунитъ, а иже иного—и домъ и градъ, а иже градъ—и языкъ, и прорещи,"яко дѣлѣ не видимъ? Ужаснулось небо о семъ, и я вострепеталъ, и самъ себѣ не вѣрю. И есть-
ли бы я не имѣлъ твоихъ писемъ (о естьли бы я никогда не видѣлъ ихъ), то, сколько
бы другіе ни старались увѣрять меня о тебѣ, меня бы не увѣрили, что Демофилъ почи¬
таетъ благаго ко всѣмъ тварямъ Бога нечеловѣколюбивымъ, а милующую, или спасающую
благодать Его для себя ненужною; да и отвергаетъ Священниковъ, которые за свою кро¬
тость удостоились носить грѣхи невѣдѣнія народнаго, и твердо знаютъ, что и сами под¬
вержены слабости. Божественно-верховный Первосвященникъ шелъ другимъ путемъ, то
есть, Тотъ, кто отлученъ былъ, какъ говоритъ Священное Писаніе, отъ грѣшниковъ
(Евр. 7, 26); Онъ поставляетъ знакомъ любви къ Себѣ кротчайшее пасеніе овецъ своихъ
(Іоан. 10, 14, 21, 15). Называетъ злымъ того раба, который не отпустилъ долга товарищу
своему (Матѳ. 18, 30), и нисколько не удѣлилъ ему изъ того величайшаго снисхожденія,
каковое самому оказано, и справедливо осуждаетъ его на то, что ему собственно, чего
надобно бояться и мнѣ и Демофилу. Самымъ злодѣямъ своимъ; среди самаго страданія
низводитъ отъ отца прощеніе (Лук. 23, 34); и укоряетъ учениковъ, когда они просили
жестоко осудить нечестіе изгнавшихъ Его отъ себя Самарянъ. О семъ ты тысящекратно
говоришь въ своемъ дерзкомъ посланіи, сіе всюду твердишь, что ты не самаго себя, а
Бога защищаешь. Но зломъ развѣ можно, скажи мнѣ, защищать добраго? Нѣтъ! мы не имѣемъ Архгереа, не могуща спострадати немогцемъ нашимъ (Евр. 4,15).
Но Онъ и незлобивъ и милостивъ. Не проречетъ, ни возопгетъ (Мат. 12, 19. Иса. 42, 1), такъ
Онъ кротокъ! и Той есть очищеніе о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 2). По сему мы не можемъ
одобрить твоего чрезмѣрнаго рвенія, хотя бы ты тысящекратно ссылался на Финееса и Илію.
Ибо непріятно было Іисусу слышать о семъ отъ учениковъ, которые тогда еще не были
причастны кроткаго и благаго духа. И Божественный нашъ наставникъ съ кротостію
учитъ противящихся ученію Господа (2 Тнм. 1, 24). Невѣждъ и надобно учить, и не на¬
казывать, такъ какъ и слѣпыхъ мы не мучимъ, а ведемъ 8а руку. А ты напалъ на такого
человѣка, который начиналъ только смотрѣть на свѣтъ, вау шилъ его, и когда онъ съ
великою скромностію приступалъ къ тебѣ, ты нагло оттолкнулъ его,—того (о сколь ужас¬
ное дѣло!), котораго Христосъ, по благости своей, ищетъ на горахъ, гдѣ онъ блуждаетъ,
зоветъ, когда онъ бѣжитъ отъ Него, п лишь только найдетъ, беретъ на рамена свои. Не
будемъ, прошу тебя,—не будемъ такъ худо заботиться о самихъ себѣ, и изощрять мечъ
на самихъ себя. Ибо какъ тѣ, которые стараются другимъ причинять обиды, такъ и тѣ,
коп стараются дѣлать добро, хотя бы совсѣмъ и не сдѣлали того, что хотѣлп, но естьли
ѵже питаютъ въ себѣ злобу или благость, то вскорѣ будутъ исполнены послѣдніе боже¬
ственныхъ добродѣтелей, а первые жестокихъ страстей. Одни будутъ послѣдователями и
спутниками Ангеловъ, здѣсь и тамъ въ совершенномъ мирѣ и свободѣ отъ всѣхъ золъ, на
всю вѣчность наслѣдуютъ блаженнѣйшую участь, и, что выше всѣхъ благъ, будутъ всегда
съ Богомъ; другіе лишатся вмѣстѣ п Божественнаго и собственнаго мира, и здѣсь и по
смерти будутъ вмѣстѣ съ жестокими демонами. По сему мы должны тщательно стараться,
чтобы быть всегда съ благимъ Богомъ и Господомъ, а не быть отчужденными отъ
Него Его правосудіемъ вмѣстѣ съ злыми, п самимъ отъ себя не потерпѣть должнаго
наказанія, чего я болѣе всѣхъ боюсь, и желаю быть непричастнымъ никакому злу».—
Продолженіе Письма св. Діонисія Ареопагита см. выше, стр. 91, прил. в. а Такъ. 1 А. и нѣтъ. Библиотека "Руниверс1