Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Том 31

Русская Историческая Библиотека издаваемая археографическою коммисиею. Т.31. Сочинения Князя Курбскаго, Том Первый. — СПб., 1914

Содержание

Переписка князя Курбскаго съ царемъ Іоанномъ Грознымъ и Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

I. Эпистолія первая князя А. Курбскаго къ царю и великому князю Московскому

II. Посланіе царя Іоанна Васильевича къ князю Андрею Курбскому. Редакція I и II

III. Краткое отвѣщаніе князя Андрея Курбскаго на зѣло широкую эпистолію великаго князя Московского

IV. Такова грамота послана отъ государя изъ Володимерца же ко князю Андрѣю къ Курбскому со княземъ Александромъ Полубенскимъ

V. На вторую епистолію отвѣщаніи цареви Московскому убогаго Андрея Курбского, князя Ковельского

VI. Исторія о великомъ князѣ Московскомъ

Письма князя Курбскаго къ разнымъ лицамъ и Исторія о осъмомъ соборѣ

VII. Курбскаго въ Печерской монастырь

VIII. Ивану многоученному отвѣтъ о правой вѣріи

IX. Посланіе князя Андрѣя Курбскаго о ложныхъ писаніи, иже обрѣтаются межъ божественныхъ писаніи, въ Печерской монастырь нѣкоему старцу

X. Посланіе къ старцу Васьяну

XI. Посланіе къ старцу Васьяну

XII. Листъ Андрѣя Ярославского до Костянтина Острозского, противъ варвара неякого, мнящегося быти мудра, еже по хулилъ словеса новопреложенные Іоанна Златаустаго

XII. Листъ князя Андрѣя Курбскаго до Марка, ученика Артемія

XIV. Листъ Андрѣя Курбского до Кузьмы Мамонича

XV. До Кузьмы Мамонича листъ 2

XVI. Отвѣтъ восточныхъ или щитъ церкви правовѣрной

XVII. Епистоліа ко Кодіяну Чапличю Андрѣя Ярославъского

XVIII. Листъ Андрѣя Ярославского до пана Ѳедора Бокѣя Печихвостского

XIX. Листъ вторыя Андрѣя Ярославского до Ѳедора Бокѣя

XX. Листъ князя Андрѣя Курбского до княгини Ивановое Черторыжское

XXI. Цедула писана до пана Остаѳія Троцкаго

XXII. Цыдула Андрѣя Курбского до пана Древинского писана

XXIII. Листъ Андрѣя Ярославского до князя Костянтина воеводы Кіевского

XXIV. Цыдула князя Андрѣя Курбскаго до князя воеводы Кіевского

XXV. Посланеицо краткое къ Семену Седларю, мещанину Львовскому, мужу честному, о духовныхъ вещахъ вопрошающему

XXVI. Исторія о осьмомъ соборѣ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Указатель

Словарь

Опечатки

OCR
КЪ КНЯЗЮ АНДРЕЮ КУРБСКОМУ. 106 же тя избавитъ отъ насильныхъ рукъ, или отъ обидящихъ, или сына отцу
досаждающу вкупѣ и намъ имуще и раны налагающе и нечествовати имѣли
быхомъ, аще небольшими притекши помогли быхомъ; паче же не Еллици
преобидели бяху. Како не устыдитца имамы, презирающе отъ ярости и по- τιών ήμών. "Ωστε ούκ άποδεξόμεθά σου τάς άζηλώτους όρμάς, ούδ εί μυριάκις άναλάβοις τον Φινεές
και τόν Ήλίαν* ταύτα γάρ άκούοντα τον Ίησούν ούκ ήρεσκον, οϊ του πραέος τότε και αγαθού πνεύ¬
ματος αμέτοχοι μαθηταί. Και γάρ και ό θειότατος ήμών ίεροθέτης έν πραότητι διδάσκει τούς άντι-
διαθεμένους τή διδασκαλία του Θεού· διδάσκεσθαι γάρ, ού τιμωρεϊσθαι χρή τούς άγνοοΰντας, ώσπερ
και τυφλούς ού κολάζομεν, αλλά και χειραγωγοΰαεν. Σύ δέ και άνανεύειν επί τό φως άρχομένω τάν-
δρί κατά τής κόρρης διδούς άντώθεις, και μετά πολλής αίδοΰς προσιόντα θρασέως άπελάκτιζες! (τούτο
δή τό πολλής φρίκης αξιον!) ον ό Χριστός, αγαθός ών, επί τά δρη πλανώμενον επιζητεί, κα· άποφεύ-
γοντσ προσκαλείται, καί εύρεθέντα μόλις έπί των ώμων αίρει. Μή παρακαλώ, μή κακώς ουτω περί
εαυτών βουλευώμεθα, μηδέ εις εαυτούς ώθώμεν τό ξίφος* οί μέν γάρ άδικεΐν τινας, ή τουναντίον
εύεργετεΐν έπιχειροΰντες, εκείνους μέν ού πάντως έδρασαν ά'περ ήθέλησαν, έαυτοΐς δέ κακίαν ή αγα¬
θότητα συνοικήσαντες, ή θείων αρετών ή άτιθάσσων έμπλεοι παθών εσονται. Καί ουτοι μέν αγγέ¬
λων αγαθών οπαδοί καί ξυνοδοιπόροι, καί ενθάδε καί έκεΐ σύν πάσή εΐρήν^ *βί ελευθερία πάντων
κακών, εις τόν αεί όντα αιώνα τάς μακαριωτάτας άποκληρώσονται λήξεις, και μετά Θεού αεί εσονται,
τό πάντων αγαθών μέγιστον* ούτοι δε άποπεσοΰνται τής θείας άμα καί τής εαυτών ειρήνης, και εν¬
θάδε καί μετά θάνατον άμα τοΐς άνημέροις δαίμοσιν εσονται. Ού δή ένεκα ήμΐν ή πολλή σπουδή
μετά Θεού τού αγαθού γενέσθαι, και είναι σύν Κυρίω πάντοτε, καί μή τοΤς κακοϊς εκ τού οικαιωτοΰ
συναφορισθήναι τά κατ’ αξίαν έξ εαυτών ύπομένοντας, οπερ εγώ πάντων μάλιστα φοβούμαι και εύχο¬
μαι είναι πάντων κακών αμέτοχος*. Христіанское чтеніе, 1825, ч. XIX, 266—262 (Изъ Письма св. Діонисія Ареопагита къ
монаху Демофилу, о своеволіи и кротости): «Естьли мы, видя на торжищѣ, что слуга поноситъ, нападаетъ, и наноситъ удары
господину, юноша старцу, или сынъ отцу, почитаемъ за преступленіе не прибѣгнуть на
помощь къ симъ почтеннымъ лицамъ, хотя, можетъ быть, сіи прежде сдѣлали онымъ
обиду: то какъ мы не стыдимся съ небреженіемъ смотрѣть, когда раздражительная и ^
вожделѣвательная силы дѣйствуютъ противъ разума и отнимаютъ у него дарованное ему
отъ Бога владычество, и въ самихъ себѣ производятъ преступный безпорядокъ, возмущеніе
и неустройство? Справедливо блаженный и богодарованный намъ законодатель почитаетъ
того недостойнымъ управлять Церковію Божіею, кто не умѣлъ хорошо управить собствен¬
нымъ домомъ (Тим. 3, 5): пбо естьли кто умѣлъ управить собою, то тотъ и другимъ
управить; естьли другимъ, то и домомъ, естьли домомъ, то и городомъ; естьли горо¬
домъ, то и народомъ, и просто сказать словами Писанія: кто въ маломъ вѣренъ, тотъ и
въ многомъ вѣренъ; а кто въ маломъ невѣренъ, тотъ и въ многомъ невѣренъ (Лук. 16,10), И такъ самъ ты назначай должное вожделѣвательной, раздражительной и разумной
силамъ своимъ, а тебѣ назначатъ Священнодіаконы, симъ Священники, Священникамъ
Архіереи, Архіереямъ Апостолы и преемники Апостоловъ. Естьли же кто и изъ сихъ
преступитъ обязанность, то исправлять того должны Святые одного и того же чина.
Такимъ образомъ чинъ съ чпномъ не смѣшается, но всякой останется въ своемъ чинѣ
о при своемъ служеніи. Все сіе мы представили тебѣ для того, чтобы ты зналъ и ис¬
полнялъ свой долгъ. А о жестокости твоей къ тому мужу, котораго ты называешь не¬
честивцемъ и грѣшникомъ, не знаю, какими слезами оплакать мнѣ пораженіе, случившееся
съ возлюбленнымъ моимъ. Кому, ты думаешь, мы поставили тебя служителемъ? Естьли не
Благому, то конечно и СеЙ, и мы, и все наше служеніе должны быть для тебя теперь
чужды, пора тебѣ искать и Бога другаго и другихъ Священниковъ, чтобъ у нихъ сво¬
боднѣе предаться жестокости, а не усовершенствованію, и быть непреклоннымъ служите¬
лемъ любезнаго своего безчеловѣчія. Сами мы достигли ли совершенной святости и не
имѣемъ ли нужды въ Божественномъ къ самимъ себѣ снисхожденіи? Не двоякимъ ли грѣ¬
хомъ, какъ говоритъ Писаніе, подобно нечестивымъ, согрѣшаемъ мы, когда и не знаемъ,
въ чемъ грѣшимъ, а еще оправдываемъ самихъ себя, и думаемъ видѣть, когда въ самомъ Библиотека "Руниверс1