Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
хочеть этого,— в ъ томъ и другомъ случаѣ они говорятъ не­
правду, какъ видно будетъ и зъ нижеслѣдующаго. Невозмож­
нымъ для кого-нибудь справедливо признается дѣло, если
онъ или не знаетъ, какъ его сдѣлать, или не имѣетъ доста­
точной силы хорошо исполнить то, что знаетъ. Ибо незнаю­
щій того, что должно быть сдѣлано, н е можетъ и предпри­
нять и исполнить того, чего не знаетъ, а хорошо знающій то,
что должно сдѣлать, изъ чего и какъ сдѣлать, но или вовсе
не имѣющій силы совершить знаемое, или не имѣющій до­
статочной силы, и не начнетъ дѣла, есл и онъ благоразуменъ
и внимателенъ къ своимъ силамъ; приступивъ же необду­
манно, не окончитъ предположеннаго. Н о Бо г ъ не можетъ
не знать природы имѣющихъ воскреснуть тѣлъ, цѣлыхъ ли
членовъ или ихъ частей, не можетъ не знать, куда посту­
паетъ каждая частица по разрушеніи тѣлъ и какая изъ
стихій приняла каждую частицу, разрушившуюся и соеди­
нившуюся съ сроднымъ себѣ, хотя для людей совершенно
неуловимы частицы тѣлъ опять соединившіяся съ сродными
себѣ частями вселенной. Ибо Тотъ, Который прежде устроенія
каждой вещи зналъ природу будущихъ стихій, изъ которыхъ
должны произойти тѣла человѣческія, и тѣ части ихъ, изъ
которыхъ Онъ намѣревался взять пригодное для устройства
тѣ ла человѣческаго, — Тотъ, очевидно, и послѣ разрушенія
цѣлаго тѣла не можетъ не знать, куда поступила каждая
изъ частицъ, которыя Онъ употребилъ для полнаго образо­
ванія каждаго тѣла. Что касается до господствующаго те­
перь у насъ порядка вещей и до нашего сужденія о про­
чемъ,— намъ труднѣе напередъ знать то, чего еще нѣтъ, но
для величія Божія и Его премудрости то и другое есте­
ственно и одинаково легко —напередъ знать несуществующее
и знать разрушившееся.
3.
Что могущество Божіе достаточно для воскрешенія
тѣ л ъ, это доказываетъ самое происхожденіе ихъ. Ибо если
Бо г ъ в ъ первоначальномъ твореніи создалъ несуществовав-
шія тѣла человѣческія и самыя начала ихъ, то Онъ и разру­
шивш іяся какимъ-либо образомъ воскреситъ съ такою же
легкостію, такъ для Него и это равно возможно. Такому уче­
нію нисколько н е вредитъ то, будетъ ли кто производить
первыя начала тѣлъ человѣческихъ изъ вещества или изъ
стихій, какъ первоначальныхъ основъ, или изъ сѣмянъ. Ибо
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА О ВОСКРЕСЕНІИ МЕРТВЫХЪ
95