Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
вещи, но оно привносится тѣми, которые нарочито измы­
шляютъ зловредное сѣмя для искаженія истины. В ъ отомъ
можно убѣдиться, во-первыхъ, изъ примѣра тѣхъ, которые
въ древности занимались философскими изслѣдованіями, и зъ
взаимнаго разногласія ихъ какъ съ древнѣйшими, такъ и
съ современными имъ, а также изъ самой путаницы отно­
сительно нынѣ занимающихъ вопросовъ. Такіе люди ни од­
ной истины не оставили не оклеветанною: ни существа
Божія, ни Его вѣдѣнія, ни дѣятельности, ни всего того, что
необходимо съ симъ связано и предписываетъ намъ образъ
благочестія. Одни совершенно и рѣшительно отвергаютъ ис­
тину въ этихъ предметахъ, другіе извращаютъ ихъ по сво­
имъ воззрѣніямъ, а иные стараются подвергнуть сомнѣнію
самое очевидное. ІІосему, я думаю, тотъ, кто занимается из­
слѣдованіемъ этихъ предметовъ, долженъ имѣть двоякаго
рода доказательства: однѣ (непр ямы я)—въ защиту истины,
а другіе (прямыя) въ подтвержденіе истины, однѣ в ъ за­
щиту истины противъ невѣрующихъ или сомнѣвающихся,
а другіе въ подтвержденіе истины для благомыслящихъ, и
охотно принимающихъ истину. Поэтому, желающіе разсу­
ждать объ этихъ предметахъ должны всегда имѣть въ виду,
что именно нужно въ тотъ или другой разъ, и съ симъ со­
образовать с б о и доказательства, и самый порядокъ раскрытія
ихъ приспособлять къ потребности, а не пренебрегать тою
или другою нуждою, тѣмъ или другимъ мѣстомъ, свойствен­
нымъ каждому предмету для того, чтобы казаться выдержи­
вающими всегда одно и тоже начало. Конечно, въ отношеніи къ
доказыванію и естественной послѣдовательности, доказатель­
ства прямыя, подтверждающія истину, должны предшествовать
доказательствамъ непрямымъ, защищающимъ истину; но что
касается большей пользы тѣ хъ или другихъ доказательствъ,
то наоборотъ, непрямыя должны предшествовать доказатель­
ствамъ прямымъ. Такъ и земледѣлецъ не можетъ съ пользою
бросать въ землю сѣмена, если напередъ не очиститъ ее отъ
травъ дикихъ и вредныхъ для бросаемыхъ добрыхъ еѣмянъ;
и в рачъ не можетъ впускать въ больное тѣло какое-нибудь
изъ цѣлительныхъ веществъ, если напередъ не очиститъ
его отъ находящейся въ немъ злокачественной матеріи или
не удержитъ ея притока. Такъ и желающій учить истинѣ,
говоря объ истинѣ, не можемъ убѣдить никого, пока какое
^^^АІЮ^АѲМЯНИІ^
МЕРТВЫХЪ.
93