Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
оно вышло изъ рукъ Божіихъ (гл. 17), и ясно признаетъ
свободу воли человѣческой и зло почитаетъ злоупотребле­
ніемъ этой способности (гл. 11): положенія совершенно про­
тивоположныя гностическимъ началамъ.— При всей видимой
нестройности по своей внѣшней формѣ, апологія Татіана
представляетъ раскрытіе одной главной мысли о рѣшитель­
номъ превосходствѣ христіанской религіи предъ язычествомъ.
Защищая христіанство апологетъ очень часто превращаетъ
свою рѣчь въ нападеніе на противниковъ своихъ. Съ пер­
выхъ же словъ онъ открываетъ свою рѣчь обличеніемъ элли­
новъ за то, что они гордятся своею образованностію, своими
искусствами, науками и учрежденіями: все, что они имѣютъ
по этой части, не ихъ изобрѣтеніе, но заимствовано оть дру­
гихъ не-эллинскихъ народовъ, и многое притонъ искажено
ими (гл. 1); эллинскіе философы также не представляютъ ни-
чего достойнаго уваженія, будучи подвержены различнымъ
порокамъ, спорамъ и несогласіямъ между собою (2—3). По­
этомъ нѣтъ основанія ненавидѣть христіанъ за то, что они
оставляютъ эллингомъ, и во всемъ, будучи покорны закон­
ному правительству, чтутъ единаго истиннаго Бо га и скорѣе
готовы умереть, нежели отвергнуться Его (гл. 4).
Послѣ такого вступленія Татіанъ раскрываетъ въ первой
части своей рѣчи (δ—30 гл.) внутреннее достоинство христі­
анской религіи и превосходство ея предъ язычествомъ какъ
в ъ отношеніи къ догматамъ, такъ и къ нравственности и ея
внѣшнимъ проявленіямъ. Для сего онъ излагаетъ христіан­
ское ученіе о единомъ Богѣ, невидимомъ и непостижимомъ,
Творцѣ видимаго и невидимаго, и о Словѣ, рожденномъ изъ
Его существа прежде созданія всего, о сотвореніи міра, ан­
геловъ и человѣка, ихъ паденія, о способѣ возстанія пад­
шаго человѣка о воскресеніи тѣла. Затѣмъ въ противо­
положность высоко-нравственной жизни христіанъ изобра­
жаетъ разныя стороны жизни эллинской, какъ плодъ и вы­
раженіе религіознаго сознанія— публичныя зрѣлища съ актера­
ми, борцами и гладіаторами, мелочность философовъ и грам-
матиковъ, и проч., и, наконецъ, объясняетъ переходъ с б о й въ
христіанство. В о второй части апологетъ доказываетъ исто­
рическими свидѣтельствами языческихъ писателей глубочай­
шую древность христіанской религіи, поставляя въ сравне­
ніе Моисея съ одной стороны, а съ другой Гомера и пред-
_________________________ 0 ТАТІАНЪ И ЕГО АПОЛОГІИ.
9