Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
Итакъ, они были или боги: тогда не питали бы страсти
къ золоту,—
о золото, высшее сокровище смертныхъ, предъ ко торымъ нп мать, ни дѣти
не имѣютъ такой привлекательности:
ибо божество ни въ чемъ не нуждается и выше пожела­
нія,—такъ же были бы и безсмертны; или были люди и по­
тому они злы по неразумію и жадны до богатства. Говорить
ли мнѣ много о Касторѣ, или Полидевкѣ, или объ Амфіареѣ,
которые, такъ сказать, вчера или третьяго дня родились
людьми отъ людей, а теперь почитаются за боговъ, если и
Инона послѣ ея неистовства и страданій почитаются боже­
ствомъ?
Мореплаватели назвали е е Левкатеей,
И сынъ ея
„божественный Палемонъ призове тся мореходцами" ')?
30.
Если люди самые гнусные и богоненавистные удо­
стоились чести быть богами; если Семирамида, дочь Дерцеты,
женщина сладострастная и кровожадная, признана богинею
Сирійскою, и вели изъ-за Дерцеты сиріяне поклоняются го­
лубямъ и Семирамидѣ; ибо, по баснословію Ктезія, эта жен­
щина, что впрочемъ, невозможно, превратилась въ голубя:—·
то что удивительнаго, если одни за власть названы богами
отъ подвластныхъ имъ? Сивилла, о которой упоминаетъ и
Платонъ, говорить: «было десятое поколѣніе смертныхъ лю­
дей послѣ того какъ случился потопъ первыхъ людей, и
царствовали Сатурнъ и Титанъ и Іапетъ, которыхъ люди на­
зывали лучшими дѣтьми земли и неба, прилагая имъ имена
земли и неба, такъ какъ они были первые изъ людей» 2).
Другіе признаны богами за силу, какъ Гер аклъ и Персей;
иные за искусство, какъ Эскулапъ? Такую часть предоста­
вляли имъ или подчиненные, или сами начальствующіе, и
изъ сихъ—одни по страху, другіе по уваженію къ нимъ прі­
обрѣли это названіе. Антантой за человѣколюбіе ваших ъ пред­
ковъ къ своимъ подданнымъ достигъ того, что его признали
богомъ: а потомки ихъ безъ изслѣдованія приняли это. «Кри­
тяне всегда лживы: ибо тебѣ, царь, сдѣлали критяне гроб-
86
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ О ХРИСТІАНАХЪ·
___________
]) Ѳти два стиха, сохраненвые А віатором ъ, взяты азъ Эврішидовой «Ивоны>
Инона в ея сычъ Милицертъ, превратившись въ морскихъ боговъ, стали назы­
ваться—первая Левкотеей, а вторые Шаблономъ.
3) Oracc. Sibyll. ш , 108—113. ed. Alexandro, vol. (Paris. 1841).