Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
то не остается никакого основанія сомнѣваться, что цари
были возведены въ боговъ, что боги были людьми; это го­
ворятъ и ученѣйшіе изъ египтянъ, которые, называя богами
воздухъ, землю, солнце, луну, считаютъ прочихъ боговъ
смертными людьми, и храмы гробницами ихъ. То же гово­
ритъ Аполлодоръ въ книгѣ о богахъ. Геродотъ же называетъ
страсти ихъ мистеріями. «Какъ совершается празднество въ
честь Изиды въ городѣ Бузир исѣ,—я уже прежде сказалъ.
Послѣ жертвоприношенія бичуютъ себя всѣ мужчины и всѣ
женщины, многія тысячи людей; а какъ именно бичуютъ
себя, неприлично, мнѣ разсказывать» *). Если они боги: то
безсмертны; если же бичуются ради ихъ страданій и это
составляетъ ихъ мистеріи, то они — люди». Еще тотъ же
Геродотъ говоритъ: «въ городѣ Саисѣ, въ храмѣ Аѳины
есть и гробница того, чье имя назвать считаю неприлич­
нымъ въ этомъ случаѣ, - подлѣ святилища, у задней стѣны
храма Аѳины. Есть также озеро, обложенное кругомъ кам­
немъ, такой величины, какой, какъ мнѣ кажется, озеро въ
Хелосѣ, называемое круглымъ. В ъ этомъ озерѣ представля­
ютъ ночью страданія его "), и это египтяне называютъ ми­
стеріями» 3). И показываютъ не только гробницу Озириса,
но и то, какъ онъ набальзамированъ. «Когда къ нимъ при­
носятъ трупъ, то они показываютъ принесшимъ деревянныя
изображенія умершихъ, отдѣланныя посредствомъ живописи,
и превосходнѣйшимъ называютъ изображеніе того, чье имя
сказать считаю неприличнымъ при этомъ случаѣ» 4).
29.
Такъ же говорятъ и изъ эллиновъ важнѣйшіе поэты
и историки, напр., о Гераклѣ:
Звѣрскій Гераклъ посрамивши Зевесовъ законъ u накрытый имъ госте-
и об н о для странника столъ, -убійство свершилъ.. ' ) .
Не удивительно, что онъ будучи таковъ, приіпелъ въ
неистовство, и воспламенивъ костеръ, сжегъ себя. Объ Эску­
лапѣ Гезіодъ говорить:
„Отецъ людей п боговъ воспламенися, и устремившись съ Олимпа ослѣ­
пительною зю лніею, умертвилъ любезпа го сына Л ети , движимый гнѣвомъ. “
И Пиндаръ:
„И мудрость побѣждаетс я корыстью. Развратило и его (Эскулапа,) обиль­
ною наградою золото, пока занное въ рукахъ. К роніонъ бросивъ руками мол нію,
мгновенно л и ш и л ъ дыханія, и она нанесла смерть".
’) Героя, таиъ же II, 61.
J) T. е. Оэириса.
*) Герод. талъ же II, 170.
4) Герод. таиъ же, II, 86.
Е) Гомер. Одисс. ххі, 28. 29.
ПРОШЕНІЕ О ХРИСТІАНАХЪ.
85