Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
что прорицаетъ и врачуетъ болящихъ, и за это троянцы бо­
готворятъ статую, украшаютъ золотомъ и вѣнками. Что ка­
сается статуй Александра и ІІро тея,— объ этомъ вы знаете,
что онъ самъ бросился въ огонь около Олимпіи—то говорятъ,
что статуя ІІро тея издаетъ прорицанія, а въ честь статуи
Александра ‘), устрояются на общественный счетъ жертвопри­
ношенія и праздники, какъ будто внемлющему Богу. Кто же
Нериллинъ ли, Протей и Александръ производятъ это въ
статуяхъ или природа вещества? Но вещество ихъ - мѣдь:
что же можетъ сдѣлать сама по себѣ мѣдь, которую можно
снова измѣнить въ другую форму, какъ Амазисъ у Геродота
превратилъ тазъ въ изображеніе бога? И сами Нериллинъ,
Протей и Александръ, что больше могутъ сдѣлать для боля­
щихъ? Ибо что теперь, по разсказамъ производитъ статуя,
то производила она и тогда, когда Нериллинъ былъ еще живъ
и боленъ.
27.
Итакъ, что же? Прежде всего неразумныя и мечта­
тельныя движенія представленій души то такіе, то другіе об­
разы частію заимствуютъ отъ вещества, частію сами по себѣ
создаютъ и производятъ. Это случается съ душою особенно
тогда, когда она прилѣпляется къ духу вещества и смѣши­
вается съ нимъ, когда она взираетъ не на небесное и Твор­
ца вселенной, а долу, на земныя вещи, вообще на землю,
какъ будто она только плоть и кровь, а не чистый духъ. Та­
кія неразумныя и мечтательныя движенія души производятъ
видѣнія, соединенныя съ страстнымъ влеченіемъ къ веще­
ственнымъ изображеніямъ. Когда нѣжная и ѵдобопреклонная
душа, невѣдущая и неопытная въ твердомъ ученіи, чуждая
истины и не постигающая Отца и Творца вселенной, испол­
нится ложныхъ о себѣ представленій: то обращающіеся около
вещества демоны, жаждущіе жертвеннаго дыма и крови, оболь­
стители людей,—призвавъ себѣ на помощь эти увлекающія
толпу обманчивыя движенія души, и дѣйствуя на умы людей,
внѣдряютъ въ них ъ эти видѣнія, какъ бы они происходили
отъ идоловъ и статуй; и когда душа сама собою, какъ без­
смертная, разумно движется, предузнавая будущее или испы-
тѵя настоящее: то демоны присвояютъ себѣ этѵ славу.
*") Здѣеь наии опущенъ стихъ о Парисѣ, сынѣ Пріама ияъ Гомер. Иліады ш.
39, который: по общему мнѣнію ошибочно внесенъ сперва читателемъ на поіе, &
потомъ переписчикомъ и въ саиый текстъ.
______
_
АѲИНАГОРА АѲПНЯНИВА ПРОШЕНІЕ О ХРИСТІАНАХЪ■
88
6*